Решение по делу О признании бездействия администрации Василевского сельсовета незаконнным и о понуждении поставить на учет ГТС как бесхозяйное имущество



Гражданское дело №2-434/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года                                                                            село Починки

Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Щукина Ф.В., при секретаре судебного заседания Просвирновой Ю.В.,

с участием представителя заявителя - помощника прокурора Починковского района Нижегородской области Минькова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ПРОКУРОРА ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, действующего в интересах неопределенного круга лиц и РФ, к АДМИНИСТРАЦИИ ПЕЛЯ-ХОВАНСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ПОЧИНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Починковского района Нижегородской области обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в Починковский районный суд Нижегородской области с иском к администрации Пеля-Хованского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий.

Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Прокуратурой Починковского района по заданию прокуратуры Нижегородской области проведена проверка гидротехнических сооружений, расположенных на территории Починковского района.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Пеля-Хованского сельсовета Починковского района имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение (далее-ГТС), расположенное по адресу: Починковский район, 5 км. от с.     Пеля - Хованская.

До настоящего времени администрация Пеля-Хованского муниципального образования не поставило на учет ГТС как бесхозяйное недвижимое имущество.

ГТС, расположенное по адресу: Починковский район, 5 км. от с. Пеля -Хованская расположено в границах территории Пеля-Хованского сельсовета и является бесхозяйным недвижимым имуществом. На данное ГТС отсутствует техническая документация.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции,        судоходные        шлюзы,        судоподъемники;        сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений беретов водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Так, в соответствии с п.п. 8 п. 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с п.п. 23 п.1 ст. 14 этого же федерального закона к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что отражено и в ст. 5 Устава Пеля-Хованского сельсовета Починковского муниципального района.

Ответственность за устройство, техническое состояние и оборудование гидротехнических сооружений с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на муниципальные образования приведенными выше нормами федерального закона.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» чрезвычайная ситуация -обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Статьей 130 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения.

ГТС являются объектами недвижимого имущества, которые связаны с землей так, как их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечают признакам недвижимого имущества, предусмотренным статьей 130 ГК РФ.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации на ГТС в зону возможного затопления попадут жилые дома, и хозяйственные постройки близлежащих сел, может быть причинен вред жизни и здоровья населения, окружающей среды в зоне влияния сооружения.

Отсутствия собственника создает угрозу использования ГТС в террористических целях.

К основным принципам противодействия терроризму ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» относит обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ст. 1 Федерального закона «О безопасности» безопасность -состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под угрозой безопасности, в соответствии со ст.З Закона РФ «О безопасности», понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане образуют систему безопасности, основными функциями которой является выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации, а также создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности (ст.ст.8,9 Закона РФ «О безопасности).

Согласно части 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов по организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий.

Статьей 225 ГК РФ предусмотрено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Кроме того, согласно ч.4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования сложившейся в результате аварии гидротехнического сооружения может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности неопределенного круга людей.

Интересы Российской Федерации, заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему федеральных органов государственной власти.

Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества или государства.

Прокурор просит суд:

1) признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от постановке на учет гидротехническое сооружение, расположенного по адресу: Нижегородская область, Починковский район, 5 км. от села Пеля -Хованская.

2) Обязать ответчика, в срок до 01 июля 2011 года, обратиться в Починковский сектор Лукояновского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооружение расположенного по адресу: Нижегородская область, Починковский район, 5 км. от села Пеля -Хованская.

В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Починковского района Нижегородской области Миньков Д.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - Глава администрации Пеля-Хованского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области Кечкин В.В., в судебное заседание не явился и представил письменное заявление, в котором исковые требования признала, и просила рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствие с пунктом 4 статьи 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Учитывая имеющееся письменное заявление представителя ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд приходит к выводу, что полное признание ответчиком исковых требований, не противоречат закону и не ущемляют права и законные интересы сторон и третьих лиц. Признание иска принято судом, письменное заявление приобщено к материалам дела.

В соответствии со статьёй 173 частью 3 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление ПРОКУРОРА ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, действующего в интересах неопределенного круга лиц и РФ, к АДМИНИСТРАЦИИ ПЕЛЯ-ХОВАНСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ПОЧИНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие АДМИНИСТРАЦИИ ПЕЛЯ-ХОВАНСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ПОЧИНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, выразившееся в уклонении от постановке на учет гидротехническое сооружение, расположенного по адресу: Нижегородская область, Починковский район, 5 км. от села Пеля -Хованская.

Обязать АДМИНИСТРАЦИЮ ПЕЛЯ-ХОВАНСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ПОЧИНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ в срок до 01 июля 2011 года, обратиться в Починковский сектор Лукояновского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооружение расположенного по адресу: Нижегородская область, Починковский район, 5 км. от села Пеля -Хованская.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, через Починковский районный суд Нижегородской области.

Председательствующий                    подпись                Ф.В. Щукин

Решение вступило в законную силу 04 июня 2011 года.

Копия верна:

Судья                                                         Ф.В. Щукин

Секретарь суда                                         Е.Д. Филяева