Решение по делу о признании акта обследования помещения и заключения и признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания недействительными и признании права на социальную поддержку в виде получения сертификата



ДЕЛО № 2-262/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2012 года Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего Дружковой А.В., при секретаре Сбитневой Н.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску СТАРИННОВОЙ А. С. к Администрации Починковского района, Администрации Ужовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12. 2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года № 127 о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для постоянного проживания, о признании распоряжения администрации Ужовского сельсовета № 15 от 10.02.2012 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными,

о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, путем выдачи сертификата на приобретение жилья,

о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17.05.2011 года,

о включении в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья,

о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

УСТАНОВИЛ:

Стариннова А.С. обратилась в суд с иском к Администрации Починковского района, Администрации Ужовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12. 2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года № 127 о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для постоянного проживания, о признании распоряжения администрации Ужовского сельсовета № 15 от 10.02.2012 года незаконными,

О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, путем выдачи сертификата на приобретение жилья,

о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17.05.2011 года,

о включении в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья,

о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья, указывая на то, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны.

В соответствии с законом «О ветеранах» она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как нуждается в улучшении жилищных условий.

В 2011 году она обратилась в жилищную комиссию Ужовского сельсовета о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что жилое помещение в котором она проживает, является непригодным для проживания.

Распоряжением администрации Ужовского сельсовета от 17.05.2011 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Межведомственной комиссией при администрации Починковского района 15.12.2011 года составлены акт обследования ее дома и заключение о признании жилого дома пригодным для проживания.

15 марта 2012 года постановлением администрации Починковского района № 127 ее жилое помещение признано пригодным для проживания и распоряжение администрации Ужовского сельсовета № 15 от 10.02.2012 года она снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С указанными документами она не согласна, так как они являются незаконными.

Заявление о проведении осмотра и оценки ее дома она в декабре 2011 года не писала, обследование жилого дома не проводилось.

Она не была извещена об обследовании ее дома, комиссия дом не обследовала. Выводы, изложенные в акте обследования и заключении от 15.12.2011 года полностью противоречат заключению, сделанному специалистами ООО «АРЗ-ПРОЕКТ».

На основании акта обследования жилого дома, заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года и распоряжения администрации Починковского района № 127 от 15.03.2012 она распоряжением администрации Ужовского сельсовета № 15 от 10.02.2012 года была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Указанными действиями межведомственной комиссии, администрации Починковского района и администрации Починковского сельсовета нарушены ее права.

В судебном заседании представитель истца Новоженин Б.А., исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Ужовского сельсовета в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в деле имеется почтовое уведомление.

Представитель администрации Починковского района по доверенности Бухалова О.А. иск не признала.

Представитель министерства социальной политики в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о чем в деле имеется почтовое уведомление.

Представитель министерства социальной политики в суд представил возражения на исковое заявление, а также заявление о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав представителя истца Новоженина Б.А. представителя администрации Починковского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года ( в редакции Указа Президента РФ № 30 от 09.01.2010 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ РФ ОТ 12.011995 года «О ветеранах» 1.

Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Из материалов дела следует, что Стариннова А.С. является вдовой инвалида ВОВ. Это подтверждается справкой управления социальной защиты населения Починковского района, которая выдана на основании удостоверения инвалида ВОВ от 08.04.1976 года, справки об инвалидности от 03.03.1961 года, выданной областной ВТЭК, свидетельства о браке, выданного 21.12.1964 года Ильинским сельсоветом и свидетельства о смерти Стариннова А.И. от 28.11.1987 года, выданного Ильинским сельским советом.

В судебном заседании установлено также, что Стариннова А.С. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>.

Право собственности подтверждается выпиской из похозяйственной книги администрации Ужовского сельсовета от 03.02.2011 года

Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> обследовался межведомственной комиссией назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района № 49 от 20.11.2007 года 05.05.2011 года, о чем составлен акт обследования и заключение, жилое помещение признано не пригодным для проживания.

Согласно акта обследования помещения от 15.12.2011 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района № 49 от 20.11.2007 года и заключения этой комиссии от 15.12.2011 года жилое помещение по адресу: <адрес> признано пригодным для проживания.

В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

При рассмотрении заявления Старинновой А.С. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий принято во внимание заключение межведомственной комиссии от 05.05.2011 года, согласно которого жилое помещение, принадлежащее Стариновой А.И. признано не пригодным для проживания.

Указанные выводы межведомственной жилищной комиссии подтверждаются заключением специалистами ООО «АРЗ-ПРОЕКТ» 08.02.2011 года из которого следует, что общее состояние несущих и ограждающих конструкций здания неудовлетворительное, Эксплуатация здания при существующем состоянии конструкций приведет к дальнейшему развитию повреждений, потере прочности и устойчивости несущих элементов и их возможному обрушению.

Капитальный ремонт здания с сохранением существующих конструктивных элементов экономически нецелесообразен и технически трудноосуществим.

Согласно объяснения представителя истца какого-либо ремонта в период с 05.05. 2011 года до 15.12. 2011 года в жилом доме не производилось.

Из объяснения представителя истца следует, что обследование жилого дома 15.12.2011 года фактически не производилось.

В акте обследования от 15.12.2011 года указано, что она привлекалась для участия в обследовании.

В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и много квартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28..01.2006 года Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Судом принимается данное заключение в качестве допустимого доказательства потому, что более объективно отражает фактическое состояние жилого помещения.

Суд считает обоснованно заявление о том, что обследование жилого помещения в декабре 2011 года не производилось потому, что факты изложенные в акте и заключении от 15.12.2011 года не соответствуют фактическим обстоятельствам.

В указанных документах отсутствует подпись собственника жилого помещения, хотя из акта и заключения следует, что Стариннова А.С. участвовала при обследовании жилого помещения.

Из объяснения представителя истца следует, что никакого заявления об обследовании дома она не писала, так как к 15.12.2011 года она уже стояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и жилой дом дважды обследовался 05.05.2011 года межведомственной комиссией администрации Починковского района и 08.02.2011 года специалистами ООО «АРЗ-ПРОЕКТ» и необходимости еще обследовать дом не было.

Учитывая изложенное, суд считает, что акт обследования жилого помещения от 15.12.2011 года и заключение межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания нельзя признать законными и обоснованными.

Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии от 05.05.2011 года не отменены. Мотивы принятия межведомственной комиссией через несколько месяцев противоположного решения суду не представлены, хотя представитель истца пояснил, что какого- либо ремонта в период с 05 мая 2011 года по 15.12 2011 года в доме не производилось.

В судебном заседании установлено, что администрацией Починковского муниципального района вынесено постановление № 127 от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания.

Указанное постановление вынесено на основании заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года.

Учитывая, что заключение от 15.12.2011 года признается судом незаконным, указанное постановление администрации Починковского района в отношенииСтаринновой А.С.. также следует признать не законным.

Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Ужовского сельсовета № 15 от 10.02.2012 года Стариннова А.С. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В судебном заседании не нашло подтверждение, что жилое помещение, в котором проживает и зарегистрирована Стариннова А.С. пригодно для проживание, а другого жилья она не имеет, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющееся у него объекты недвижимого имущества.

Поэтому суд считает, что снята Стариннова А.С. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконно.

Учитывая изложенное, суд считает, что Стариннова А.С. как вдова инвалида Великой Отечественной войны имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, т.е. получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как вдова участника войны и проживающая в жилом доме, не соответствующей требованиям для жилых помещений и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах нельзя признать законным решение жилищной комиссии при администрации Ужовского сельсовета и распоряжение администрации Ужовского сельсовета о снятии Старинновй А.С.. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Поэтому исковые требования Старинновой А.С. о признании незаконными акта обследования межведомственной комиссией жилого дома от 15.12.2011 года, заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года, постановление администрации Починковского муниципального района № 127 от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания, распоряжение администрации Ужовского сельсовета о снятии Старинновой А.С. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, путем выдачи сертификата на приобретение жилья,
о включении в сводный список граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Стариннова А.С. первоначально была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 15.05.2011 года.

Учитывая, что суд признал незаконным снятие ее с этого учета, она подлежит восстановлению с даты первоначальной регистрации ее как нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.е. с 15.05.2011 года.

Суд считает необоснованными возражения представителя Министерства социальной политики по поводу того, что в связи с тем, что единовременная денежная выплата не может быть выплачена непосредственно Стариновой А.И. ее исковые требования незаконны.

В соответствии с Законом Нижегородской области № 68-З от 07.07.2006 года «О формах и поддержки предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

Данное требования закона предусматривает именно предоставления гражданам единовременной денежной выплаты. А статья 6 указанного закона регулирует порядок предоставления этой выплаты.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования СТАРИННОВОЙ А. С. к Администрации Починковского района, Администрации Ужовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области удовлетворить.

Признать акта обследования жилого дома от 15.12. 2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года № 127 о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для постоянного проживания, о признании распоряжения администрации Ужовского сельсовета № 15 от 10.02.2012 года в отношении Старинновой А. С. незаконными.

Признать право Старинновой А. С. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи сертификата на строительство или приобретение жилья

Восстановить Стариннову А. С. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17.05.2011 года,

Обязать администрацию Починковского района включить Стариннову А. С. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Обязать Министерство социальной политики выплатить Старинновой А. С. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течении одного месяца.

ПП ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ А.В. Дружкова

КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ А.В. Дружкова

СЕКРЕТАРЬ СУДА Е.Д. Филяева

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2012 года.

СУДЬЯ А.В. Дружкова