Решение по делу о признании недействительнми акта обследования помещения и заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания и признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального



                                                                             ДЕЛО № 2-538/2012

                                                      РЕШЕНИЕ

                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего Дружковой А.В., при секретаре Сбитневой Н.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ТРЕГУБОВОЙ Е. А. к Администрации Починковского района, Администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.01. 2011 года и заключения межведомственной комиссии      от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, распоряжение администрации Починковского района от 26.03.2012 года № 227-р о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, о признании распоряжение администрации Ризоватовского сельсовета № 21-р от 30.03.2012 года незаконными,

о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,

о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет,

о включении в сводный список лиц состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной компенсации на строительство или приобретение жилья,

о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья,

                                           УСТАНОВИЛ:

Трегубова Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации Починковского района, Администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12. 2011 года и заключения межведомственной комиссии      от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, распоряжение администрации Починковского района от 26.03.2012 года № 227-р о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, о признании распоряжение администрации Ризоватовского сельсовета № 21-р от 30.03.2012 года незаконными,

о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,

о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет,

о включении в сводный список лиц состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной компенсации на строительство или приобретение жилья,

о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья, указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны.

В соответствии с законом «О ветеранах» она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как нуждается в улучшении жилищных условий.

В 2010 году она обратилась в жилищную комиссию Ризоватовского сельсовета о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Дом, который принадлежит ей на праве собственности и в котором она проживает обследовался жилищной комиссией при администрации Ризоватовского сельсовета и специалистами ОАО «Волжский проектный институт «Проектверфь», признан не пригодным для проживания, на этом основании она распоряжением администрации Ризоватовского сельсовета № 82 от 08.10.2010 года была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В марте 2012 года она получила копии акта обследования жилого помещения от 15.01.2011 и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года, о том, что ее жилое помещение пригодно для постоянного проживания.

Этот акт и заключение утверждены распоряжением администрации Починковского района № 227-р от 26.03.2012 года.

С указанными документами она не согласна, заявление о проведении осмотра и оценки ее дома она в декабре 2011 года не писала, обследование жилого дома не проводилось.

Выводы, изложенные в акте обследования и заключении от 15.12.2011 года полностью противоречат заключению специалистов, сделанному специалистами ОАО «Волжский проектный институт «Проектверфь».

На основании акта обследования жилого дома, заключения межведомственной комиссии и распоряжения администрации Починковского района она была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Указанными действиями межведомственной комиссии, администрации Починковского района и администрации Ризоватовского сельсовета нарушены ее права.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Акулинина Н.А. исковые требования поддержала и уточнила исковые требования, просила признать незаконным акт обследования жилого дома от 15.01.2011 года, так как именно акт от этой даты был вручен ее доверительнице, акта обследования от 15.12.2011 года не имеется.

Представитель ответчика и.о. главы администрации Ризоватовского сельсовета Бормашова С.А. иск признала.

Представитель районной администрации по доверенности Бухалова О.А. иск не признала.

Представитель министерства социальной политики в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о чем в деле имеется телефонограмма, в суд представил возражения на исковое заявление, а также заявление о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав, представителей истца, представителя администрации Ризоватовского сельсовета, представителя администрации Починковского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года ( в редакции Указа Президента РФ № 30 от 09.01.2010 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ РФ ОТ 12.011995 года «О ветеранах» 1.

Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Из материалов дела следует, что Трегубова Е.А. является вдовой участника ВОВ. Это подтверждается справкой управления социальной защиты населения Починковского района, которая выдана на основании удостоверения инвалида ВОВ, свидетельства о браке от 30.09.1953 года и свидетельства о смерти от 26.12.2007 года.

В судебном заседании установлено также, что Трегубова Е.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>.

Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 01.11.2011 года.

     Согласно акта обследования жилого помещения от 15.01.2011 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района № 49 от 20.11.2007 года и заключения этой комиссии от 15.12.2011 года жилое помещение по адресу: <адрес> признано пригодным для проживания.

В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

При рассмотрении заявления Трегубовой Е.А. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий принято во внимание заключение жилищной комиссии при администрации Ризовтовского сельсовета 08.10.2010 года, согласно которого проживание в доме невозможно. Указанные выводы жилищной комиссии подтверждаются заключением специалистов ОАО ВПИ «Проектверфь» 24.02.2011 года, из которого следует, что покрытие имеет следующие дефекты: прогибы балок, дощатого настила и подшивки потолка, деревянные полы рассохлись, имеются крупные щели между досками, сколы и трещины, полы просели, имеется крен в сторону наружных стен.

При осмотре кровли выявлены протечек кровли, просветы в отдельных местах, отставание и трещины коньковых плит, отколы и трещины, ослабление крепления листов к обрешетке, искривление горизонтальных линий кровли, прогибы стропильных ног, поражение жучком, гниение обрешетки.

Стены и перекрытия имеют следующие дефекты: разрушение волокон бревен, набухание и глубокое растрескивание бревен, посинение и гниение древесины, искривление стен.

Фундамент имеет место значительные деформации деревянных столбов фундаментов, столбы фундаментов поражение гнилью, жучком точильщиком, термитами, подвержены биологическим поражениям. Имеются прогрессирующие сквозные трещины и следы промерзания.

Оконные и дверные проемы: имеются трещины, расслоение, поражены гнилью, отдельных частей оконных блоков, створки окон не открываются. Оконные переплеты рассохлись, покоробились, расшатаны, часть приборов повреждена или отсутствует.

Входные двери имеет место не полный притвор, коробки расшатаны, стертость дверных полотен, повреждение наличников и отделки полотен повреждение наличников и отделки полотен, повреждение фурнитуры, расслаивание, разрыхление древесины.

К заключению экспертов приложены материалы исследования, обосновывающие принятое решение.

Из заключение также следует, что капитальный ремонт жилого дома с сохранением существующих конструктивных элементов экономически нецелесообразен и технически трудно осуществим.

Судом принимается данное заключение в качестве допустимого доказательства потому, что более объективно отражает фактическое состояние жилого помещения.

    Согласно объяснения представителя истца Трегубовой Е.А. Акулининой Н.А. какого-либо ремонта в период с 08.10.2010 года до 15.12. 2011 года в жилом доме не производилось.

Из объяснения представителя истца следует, что обследование жилого дома 15.12.2011 года фактически не было.

Заявление представителя истца и ее представителя о том, что обследование жилого дома, принадлежащего Трегубовой Е.А. межведомственной комиссией 15.12.2011 года не производилось, ответчиками не оспаривалось.

Суд считает обоснованно данное заявление потому, что факты изложенные в акте от 15.01.2011 года и заключении от 15.12.2011 года не соответствуют фактическим обстоятельствам.

В указанных документах отсутствует подпись собственника жилого помещения, хотя из акта и заключения следует, что Трегубова Е.А. участвовала при обследовании жилого помещения.

Представитель истца пояснила, что никакого заявления об обследовании дома она не писала, так как к 15.12.2011 года она уже стояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и жилой дом дважды обследовался 08.10.2010 года и 24.02.2011 года и необходимости еще обследовать дом не было.

Кроме того судом учитывается, что и.о. главы администрации Ризоватовского сельсовета Бормашова С.А. иск признала.

Учитывая, что дом находится на территории администрации Ризоватовского сельсовета и техническое состояние жилого дома главе администрации известно и признанием иска она подтверждает техническое состояние жилого дома, установленное заключением специалистов ОАО ВПИ «Проектверфь», а также актом обследования материально-бытового положения Трегубовой Е.А. комиссией при администрации Ризоватовского сельсовета от 08.10.2010 года, из которого следует, что дом по адресу: <адрес> построен в 1963 году.

Дом очень холодный, фундамент сгнил, крыша протекает.

Кроме того, из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> обследовался 15.01.2011 года, о чем составлен акт обследования.

Заключение о пригодности жилого помещения для проживания сделано 15.12.2011 года, то есть почти через год.

При выдачи заключения 15.12.2011 года рассматривался акт обследования жилого помещения от 15.12.2011 года. Однако акт датированный этой датой в суд представлен не был.

Учитывая изложенное, суд считает, что акт обследования жилого помещения от 15.01.2011 года и заключение межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания нельзя признать законными и обоснованными.

В соответствии с п. 33Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и много квартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28..01.2006 года Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В соответствии с положением «О признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утвержденного постановлением правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года межведомственная комиссия вправе привлекать для определения пригодности(не пригодности) для проживания жилого помещения специалистов, экспертов различных специальностей.

В судебном заседании представитель истца пояснила, что обратиться в специалистами ОАО ВПИ «Проектверфь» им рекомендовали должностные лица в районной администрации, ответственные за учет граждан имеющих право на получение сертификата для приобретения жилья.

Специалистами ОАО ВПИ «Проектверфь» выдано заключение, что жилое помещение по адресу: <адрес> не пригодно для проживания. Межведомственная комиссия при администрации Починковского района дает заключение, ссылаясь на заключение специалистов ОАО ВПИ «Проектверфь», что жилое помещение пригодно для проживание.

При вынесения решения судом учитывается также то обстоятельство, что представитель администрации Ризоватовского сельсовета исковые требования признала.

Учитывая, что дом находится на территории администрации Ризоватовского сельсовета и техническое состояние жилого дома главе администрации известно и признанием иска она подтверждает техническое состояние жилого дома, заключением специалистов ОАО ВПИ «Проектверфь» и подтверждается право Трегубовой Е.А. на получение жилищного сертификата.

В судебном заседании установлено, что администрацией Починковского муниципального района вынесено распоряжение № 227-р от 26.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания.

Указанное постановление вынесено на основании заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года.

Учитывая, что заключение от 15.12.2011 года признается судом незаконным, указанное постановление администрации Починковского района в отношении Трегубовой Е.А. также следует признать не законным.

Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Ризоватовского сельсовета № 21-р от 30.03.2012 года Трегубова Е.А. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В судебном заседании не нашло подтверждение, что жилое помещение, в котором зарегистрирована Трегубова Е.А. пригодно для проживание, а другого жилья она не имеет.

Учитывая изложенное, суд считает, что Трегубова Е.А. как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, т.е. получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как вдова участника войны и проживающая в жилом доме, не соответствующей требованиям для жилых помещений и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах нельзя признать законным решение жилищной комиссии при администрации Ризоватовского сельсовета и распоряжение администрации Ризоватовского сельсовета о снятии Трегубову Е.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Поэтому исковые требования Трегубовой Е.А. о признании незаконными акта обследования межведомственной комиссией жилого дома от 15.01.2011 года, заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года, распоряжение администрации Починковского муниципального района № 227-р от 30.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания, распоряжение администрации Ризоватовского сельсовета о снятии Трегубову Е.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании права на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначального постановке на учет,

о включении в сводный список лиц состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной компенсации на строительство или приобретение жилья, так как согласно объяснения представителя администрации Починковского района и списка, представляемого администрацией Ризоватовского сельсовета сведения о постановке на учет Трегубову Е.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в районную администрацию не представлялись и в сводный список лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья Трегубова Е.А. не вносилась, следует удовлетворить требования о включении ее в этот список,

о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья подлежат удовлетворению.

Заявление представителя администрации Починоквского района Бухаловой О.А. о том, что Трегубова Е.А. была незаконно поставлена на учет в связи с тем, что при постановке на учет не были представлены доказательства что она может состоять на этом учете, не обоснованны.

Распоряжением администрации Ризоватовского сельсовета от 08.10.2010 года № 82 Трегубова Е.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова инвалида Великой Отечественной войны.

Распоряжением администрации Ризоватовского сельсовета № 21-р от 30.03. 2012 года Трегубова Е.А. снята с учета на основании распоряжения администрации Починковского района № 227-р от 26.03.2012 года, которым жилое помещение принадлежащее Трегубовой Е.А. признано пригодным для проживания.

Судом данное распоряжение администрации Починковского района № 227-р от 26.03.2012 года признается не законным.

Постановка Трегубовой Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не оспаривается, распоряжение администрации Ризоватовского сельсовета от 08.10.2010 года не отменено.

Снятие Трегубовой Е.А. с учета судом признается не законным.

В судебном заседании не нашло подтверждение, что жилое помещение, принадлежащее Трегубовой Е.А. пригодно для проживания, другого жилья она не имеет.

Поэтому нет оснований считать, что Трегубова Е.А. незаконно постановлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что Трегубова Е.А. первоначально была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 08.10.2010 года.

Учитывая, что суд признал незаконным снятие ее с этого учета, она подлежит восстановлению с даты первоначальной регистрации ее как нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.е. с 08.10.2010 года.

Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

                                                       РЕШИЛ:

Исковые требования ТРЕГУБОВОЙ Е. А. к Администрации Починковского района, Администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области удовлетворить.

Признать акта обследования жилого дома от 15.01.2011 года и заключения межведомственной комиссии      от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания, распоряжение администрации Починковского района от 26.03.2012 года № 227-р о признании жилого помещения, принадлежащего Трегубовой Е. А., расположенного по адресу: <адрес> пригодным для постоянного проживания, распоряжение администрации Ризоватовского сельсовета от 30.03.2012 года № 21-р о снятии Трегубову Е. А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконными.

Признать право Трегубовой Е. А. на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья,

Восстановить Трегубову Е. А. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 08.10.2010 года.

Обязать администрацию Починковского района включить в Трегубову Е. А. в сводный список лиц имеющих право на получение единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Обязать Министерство социальной политики выплатить Трегубовой Е. А. единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течении одного месяца.

             ПП ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ А.В. Дружкова

             КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ                      А.В. Дружкова

                    СЕКРЕТАРЬ СУДА                        Е.Д. Филяева

                      

                     

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2012 года.

                       СУДЬЯ                                                     А.В. Дружкова