Решение по делу о повышении размера трудовой пенсии



Гражданское дело №2-96/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2011 года                                                                      село Починки

Починковский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Щукина Фёдора Вячеславовича,

при секретаре судебного заседания Просвирновой Ю.В.,

с участием истца Андриенко Т.А., представителя ответчика ГУ УПФР по Починковскому району Нижегородской области Алексеевой Е.В., действующей по доверенности от 24 января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АНДРИЕНКО Т.А. к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПО ПОЧИНКОВСКОМУ РАЙОНУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о понуждении к увеличению базовой части государственной пенсии по старости, за работу на Крайнем Севере,

УСТАНОВИЛ:

Андриенко Т.А. обратилась в Починковский районный суд Нижегородской области с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области о понуждении к увеличению базовой части государственной пенсии по старости, за работу на Крайнем Севере.

В обоснование своих требований истица Андриенко Т.А. указывает на следующие обстоятельства.

С 23 августа 2010 года Андриенко Т.А. назначена трудовая пенсия в связи с работой на Крайнем Севере.

При определении права истицы на повышенную базовую часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответчик не включил в стаж работы на Крайнем Севере периоды отпусков по уходу за ребенком, общей продолжительностью 03 года 02 месяца и 19 дней, в том числе:

  • периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им полуторалетнего возраста- с 18 сентября 1983 года по 22 октября 1984 года и с 30 октября 1988 года по 04 марта 1990 года;
  • период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им трехлетнего возраста- с 21 мая 1990 года по 24 февраля 1991 года.

Истица просит включить указанные периоды в стаж работы на Крайнем Севере и обязать ответчика установить с 23 августа 2010 года размер базовой части трудовой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере, включив в специальный стаж периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми, до достижения ими полуторалетнего и трехлетнего возраста, общей продолжительностью 03 года 02 месяца и 19 дней.

В судебном заседании истица Андриенко Т.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области Алексеева Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования Андриенко Т.А. не признала.

Из объяснений представителя ответчика следует, что оснований для назначения повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости истице не имеется. В целях реализации Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 312-ФЗ, периоды отпуска по уходу за ребенком не могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку при установлении повышенного размера базовой части трудовой пенсии стаж работы на Крайнем Севере исчисляется без учета норм ранее действовавшего законодательства.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости Андриенко Т.А. составляет 2723 рубля 41 копейка.

При включении периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми, до достижения ими полуторалетнего и трехлетнего возраста, в специальный стаж работы на Крайнем Севере Размер, размер базовой части трудовой пенсии по старости был бы существенно выше.

Заслушав стороны, и, исследовав письменные материалы дела и, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что исковые требования Андриенко Т.А. подлежат удовлетворению. При этом, суд исходит из следующего.

Статьёй 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствие со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается статьёй 14 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 312-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Андриенко Т.А. родилась 23 августа 1960 года.

В период с октября 1979 года по октябрь 1995 года Андриенко Т.А. проживала и работала в районах Крайнего Севера в городе Воркута Республики Коми.

Решением комиссии ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области Андриенко Т.А. была назначена трудовая пенсия в связи с работой на Крайнем Севере с 23 августа 2010 года.

При назначении пенсии, ответчик определил общий стаж работы истицы в районах Крайнего Севера -14 лет 06 месяцев и 06 дней, а страховой стаж - 30 лет 03 месяца и 21 день.

При этом, ответчик засчитал в страховой стаж и в стаж работы на Крайнем Севере для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды отпуска по уходу за ребенком, до полутора лет: с 18 сентября 1983 года по 22 октября 1984 года, с 30 октября 1988 года по 04 марта 1990 года, общей продолжительностью 02 года 05 месяцев и 08 дней.

Ответчик не включил в стаж работы на Крайнем Севере для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии, период отпуска по уходу за ребенком, до трёх лет: с 21 мая 1990 года по 24 февраля 1991 года, общей продолжительностью 09 месяцев и 04 дня.

В тоже время, ответчик не включил все три вышеуказанных периода нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми, до достижения ими полуторалетнего и трехлетнего возраста, общей продолжительностью 03 года 02 месяца и 19 дней, в специальный стаж работы на Крайнем Севере, влияющий на определение размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости Андриенко Т.А., установленный ответчиком при назначении пенсии с 23 августа 2010 года, составляет 2723 рубля 41 копейка.

Из объяснений представителя ответчика установлено, что при включении периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми, до достижения ими полуторалетнего и трехлетнего возраста, в специальный стаж работы на Крайнем Севере Размер, размер базовой части трудовой пенсии по старости был бы существенно выше.

Данные обстоятельства подтверждены как объяснениями сторон, так и письменными материалами гражданского дела, исследованными в судебном заседании: паспортом (л.д.8), отзывом представителя ответчика (л.д.10), решением о назначении пенсии (л.д.12), расчетом специального и страхового стажа истицы (л.д.15), заявлением о назначении пенсии (л.д.25), справками работодателей (л.д.37-44), трудовой книжкой (л.д.4-6), свидетельствами о рождении детей (л.д.46-47).

Положения статьи 6 части 2, статьи 15 части 4, статьи 17 части 1, статей 18, 19 и статьи 55 части 1 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР, в редакции, действовавшей до 06 октября 1992 года, предусматривалось, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года , время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.

Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Зачет в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, предусмотрен и статьей 11 действующего в настоящее время Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку истица использовала отпуска по уходу за детьми до 06 октября 1992 года, суд полагает, что периоды нахождения в отпусках подлежат зачету, как в стаж работы на Крайнем Севере, так и в общий и страховой стаж, а также должны быть учтены при предоставлении льгот в связи с работой на Крайнем Севере и, в частности, при определении права истицы на установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии.

Кроме того, из данных пенсионного дела истицы следует, что ответчик включил периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми, как в страховой стаж, так и в стаж для конвертации (л.д.13-24).

Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит иного порядка исчисления страхового стажа или стажа работы на Крайнем Севере, учитываемого при установлении повышенных размеров базовой части трудовой пенсии. Поэтому доводы ответчика, что в целях реализации Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 312-ФЗ, периоды отпуска по уходу за ребенком не могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера, суд не может признать во внимание, как не основанные на законе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования АНДРИЕНКО Т.А. к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПО ПОЧИНКОВСКОМУ РАЙОНУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о понуждении к увеличению базовой части государственной пенсии по старости за работу на Крайнем Севере, удовлетворить.

Обязать ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПО ПОЧИНКОВСКОМУ РАЙОНУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ установить с 23 августа 2010 года размер базовой части трудовой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере, включив в специальный стаж периоды нахождения АНДРИЕНКО Т.А. в отпусках по уходу за детьми, до достижения ими полуторалетнего и трехлетнего возраста, общей продолжительностью 03 года 02 месяца и 19 дней: с 18 сентября 1983 года по 22 октября 1984 года, с 30 октября 1988 года по 04 марта 1990 года, с 21 мая 1990 года по 24 февраля 1991 года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, через Починковский районный суд Нижегородской области.

Председательствующий                      подпись               Ф.В. Щукин

Копия верна:

Судья                                                Ф.В. Щукин

Секретарь суда                                              Е.Д. Филяева