Решение по делу о включении периодов работы в качестве старшей пионерской вожатой и учебы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости по старости в связи с педагогической деятельностью



Дело №2-1012/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2012 года село Починки

Починковский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Щукина Ф.В.,

при секретаре судебного заседания Просвирновой Ю.В.,

с участием истца Корневой М.А.,

представителя ответчика - ГУ УПФР по Починковскому району Нижегородской области Алексеевой Е.В., действующей по доверенности,

рассмотрев, в открытом судебном заседании, гражданское дело

по иску Корневой М. А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области о включении периодов работы и обучения в специальный трудовой стаж и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Корнева М.А. обратилась в Починковский районный суд Нижегородской области с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области о включении периодов работы и обучения в специальный трудовой стаж и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование своих требований истица указывает на следующие обстоятельства.

17 августа 2012 года она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области с письменным заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Основанием к данному заявлению являлось то, что Корнева М.А. более 25 лет осуществляет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, поэтому имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста.

Сведения о наличии специального стажа работы истца, подтверждены документально: копией трудовой книжки и справками работодателей.

Протоколом от 24 августа 2012 года комиссии ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области, истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, с указанием на то, что у неё отсутствует необходимый специальный стаж педагогической работы.

Истица полагает, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение истцу трудовой пенсии по старости, ответчиком были не включены периоды:

работы в должности старшей пионерской вожатой школы №17 г.Дзержинска Горьковской области, с 17 августа 1987 года по 27 августа 1988 года, общей продолжительностью 11 месяцев и 27 дней;

очного обучения Корневой М. А. в Горьковском Государственном педагогическом институте им.А.М.Горького, с 17 августа 1988 года по 28 июня 1993 года, общей продолжительностью 4 года 09 месяцев и 28 дней.

Истица Корнева М.А. просит суд обязать ГУ УПФР по Починковскому району Нижегородской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельностью периоды: работы в должности старшей пионерской вожатой школы №17 г.Дзержинска Горьковской области, с 17 августа 1987 года по 27 августа 1988 года, и очного обучения Корневой М. А. в Горьковском Государственном педагогическом институте им.А.М.Горького, с 17 августа 1988 года по 28 июня 1993 года.

Кроме того, истица просит обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 17 августа 2012 года.

В судебном заседании, истица Корнева М.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области Алексеева Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования Корневой М.А. не признала.

Из объяснений представителя ответчика следует, что 17 августа 2012 года, Корнева М.А. обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в связи с наличием стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Истцом были приложены следующие документы: копия трудовой книжки; паспорт; справки, уточняющие работу в должностях, дающих право на льготную пенсию; военный билет; паспорт; выписка из лицевого счета.

Управление ПФР по Починковскому району Нижегородской области Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24 августа 2012 года отказало истцу в досрочном назначении пенсии, в связи с отсутствием наличия необходимого 25 летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Ответчик не считает спорным стаж работы, дающий право на досрочное назначение истцу трудовой пенсии по старости, общей продолжительностью 18 лет 11 месяцев и 20 дней.

При этом, ответчик включил в данный льготный стаж период работы в должности старшей пионерской вожатой школы №17 г.Дзержинска Горьковской области, с 17 августа 1987 года по 27 августа 1988 года.

В тоже время, в специальный стаж не был включен очного обучения Корневой М. А. в Горьковском Государственном педагогическом институте им.А.М.Горького, с 17 августа 1988 года по 28 июня 1993 года, продолжительностью - 4 года 09 месяцев и 28 дней.

Представитель ответчика просил оставить исковые требования Корневой М.А. без удовлетворения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствие со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьёй 7 Закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В судебном заседании материалами дела установлено, что стаж работы истицы Корневой М.А., по осуществлению педагогической деятельности в государственных учреждениях для детей, дающий право на досрочное назначение истцу трудовой пенсии по старости, общей продолжительностью 18 лет 11 месяцев и 20 дней, не является предметом спора между истцом и ответчиком.

В период с 17 августа 1988 года по очного обучения Корневой М. А. в Горьковском Государственном педагогическом институте им.А.М.Горького, общей продолжительностью - 4 года 09 месяцев и 28 дней (л.д.7-8).

В судебном заседании также установлено, что 17 августа 2012 года истица обращалась к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии, но получила письменный отказ 24 августа 2012 года (л.д.6).

Суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что период обучения истицы в ВУЗе не подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности.

При этом, суд исходит из следующего.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года и 5 дней №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом 4 пункта 2 которого предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Период обучения истицы относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

При этом, времени обучения истицы в педагогическом учебном заведении непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Таким образом, вышеназванный период обучения истицы, общей продолжительностью 4 года 09 месяцев и 28 дней, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Разрешая исковые требования Корневой М.А., в части включения периода работа истицы в специальный трудовой стаж и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истица Корнева М.А., в период с 17 августа 1987 года по 27 августа 1988 года, работала в должности старшей пионерской вожатой школы №17 г.Дзержинска Горьковской области (л.д.9).

Представитель ответчика представил доказательства, подтверждающие, что указанный период был включен в специальный стаж педагогической деятельности истицы, дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости (л.д.17).

Указанное обстоятельство не оспаривалось истицей в судебном заседании.

Таким образом, право истицы на зачисление указанного периода работы в специальный стаж педагогической деятельности, ответчиком не нарушено, следовательно, исковые требования в данной части надлежит оставить без удовлетворения.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что специальный трудовой стаж, дающий истице право на досрочное назначение пенсии по старости, составляет 22 года 11 месяцев и 18 дней (18 лет 01 месяц и 20 дней + 4 года 9 месяцев и 28 дней), то есть менее 25 лет, что является недостаточным для назначения истице Корневой М.А. досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Корневой М.А. в части признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, надлежит оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Корневой М. А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области о включении периодов работы и обучения в специальный трудовой стаж и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области включить период очного обучения Корневой М. А. в Горьковском Государственном педагогическом институте им.А.М.Горького, с 17 августа 1988 года по 28 июня 1993 года, общей продолжительностью 4 года 09 месяцев и 28 дней, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение Корневой М. А. трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельностью.

Исковые требования Корневой М. А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области о включении периода работа истицы в специальный трудовой стаж и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Починковский районный суд Нижегородской области.

Мотивированное решение суда составлено 22 октября 2012 года.

Председательствующий подпись     Ф.В. Щукин

Копия верна:

Судья          Ф.В. Щукин

Секретарь суда Е.Д. Филяева