Дело № 2-665\2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г.Почеп 26 июля 2010 года
Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Брянской области Разнатовской И.А., при секретаре Болховитиной А.В., с участием истца ФИО5, представителя ответчика ФИО3 РФ в Почепском муниципальном районе по доверенности ФИО0, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к ГУ ФИО3 РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области на отказ в назначении досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО5 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ГУ ФИО3 РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области (далее - ФИО3) необоснованно отказало ему в назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья, не засчитав в специальный стаж период: с Дата обезличена года по Дата обезличена года - фельдшер станции скорой неотложной помощи; с Дата обезличена года по Дата обезличена год - военная служба по призыву в ВМФ СССР; с Дата обезличена года по Дата обезличена года фельдшер нарколог наркологического кабинета поликлиники Почепской ЦРБ; с Дата обезличена года по Дата обезличена года - период нахождения на курсах. Считает действия ФИО3 неправомерными и просит обязать ответчика включить данные периоды в специальный стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения, но не ранее возникновения права на назначение пенсии.
В судебном заседании ФИО5 поддержал свои требования, просил суд обязать ФИО3 засчитать в стаж, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии указанные им периоды и назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента возникновения такого права.
ФИО3 фонда по доверенности ФИО0 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО5 по основаниям, изложенным в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в ФИО3 РФ в Почепском муниципальном районе Номер обезличен от Дата обезличена года, поскольку указанные истцом периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, законом не предусмотрен, и требующий для этого стаж у ФИО5 отсутствует.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения… не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно решению Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в ГУ ФИО3 РФ в Почепском муниципальном районе ФИО5 отказано в назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья (в специальный стаж не засчитаны периоды нахождения на курсах с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года, поскольку курсы по специальности и должность фельдшер-нарколог не предусмотрены Разъяснения Минтруда РФ от Дата обезличена года Номер обезличен; с Дата обезличена года по Дата обезличена года, поскольку «станция скорой неотложной помощи» не поименована Списком учреждений …, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение; с Дата обезличена год по Дата обезличена год, поскольку военная служба по призыву в ВМФ СССР при отсутствии 2\3 продолжительности стажа).
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно приказа 2000 года по Почепскому ТМО ФИО5, фельдшер наркологического кабинета, командирован на усовершенствование по наркологии с Дата обезличена года по Дата обезличена года в Брянский базовый медицинский колледж, что также подтверждается свидетельством о прохождении повышения квалификации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для данной категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 года № 8-П и определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период военной службы по призыву в ВМФ СССР ФИО5 с Дата обезличена года по Дата обезличена года действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР,
В приложении к указанному постановлению, в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, значатся, в том числе фельдшеры независимо от их наименования.
Период службы ФИО5 в Советской Армии с Дата обезличена года по Дата обезличена года - относится к периодам деятельности до Дата обезличена года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения. Кроме того, как следует их записи военного билета МН Номер обезличен, выданного Дата обезличена года на имя ФИО5 он проходил службу в Вооруженных Силах СССР в должности фельдшера средних медицинских специалистов надводных кораблей.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение Конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственных органов государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.
Ссылка ГУ «ФИО3 Брянской области» о необходимости наличия условий о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР при наличии не менее 2\3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, а не на момент обращения гражданина за пенсией, не основана на вышеприведенных нормах Закона.
В силу п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об учреждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы на общих основаниях засчитывается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориально-медицинских учреждений.
При этом у суда не вызывает сомнения тот факт, что ФИО5 выполнял работу которая засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в периоды с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности фельдшера станции скорой неотложной помощи, а также с Дата обезличена года по Дата обезличена года - фельдшера наркологического кабинета Почепской ЦРБ. Должность фельдшера в который работал истец соответствует утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», а также наименованию учреждений указанных в пунктах 9 и 16, указанного Списка, на что также указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 года № 8-П и определение от 05.11.2002 года № 320-О, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В ходе судебного заседания судом не добыто доказательств тому, что в период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года, ФИО5 работал в должности фельдшера-нарколога. Сам ФИО5 об этом не утверждал, о данной записи в его трудовой книжки узнал лишь после обращения в пенсионных фонд. Пояснил, что работать в должности нарколога наркологического кабинета он не мог в силу того, что не имеет высшего медицинского образования. Выполнял лишь функции фельдшера наркологического кабинета. Указание на должность «нарколога» суд считает допущенной ошибкой при заполнении трудовой книжки истца. Истец пояснил в суде, что при обращении к работодателю ему было отказано внести исправления в запись Номер обезличен исключил слово «нарколог».
Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения ФИО5 на курсах подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Государственные пенсии в соответствии с ч.2 ст.39 Конституции РФ устанавливаются законом.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не предусматривает такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими лечебную и иную деятельность по охране здоровья.
Не применение вышеуказанных норм создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо согласно требованиям ст.19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение, что в свою очередь не соответствует требованиям ч.1 ст.39 Конституции РФ.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение. По смыслу ч.2 ст.39 Конституции РФ основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях.
В силу ч.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Поскольку других оснований для отказа в назначении пенсии ФИО5 не приводиться и не установлено, суд считает отказ Управления Пенсионного фонда о не включении вышеуказанных периодов работы истца в специальный стаж и отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии, неправомерным и принимает решение обязать ФИО3 ФИО5 досрочную трудовую пенсию со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать за ФИО5 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
ГУ - ФИО3 РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области включить в специальный стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ФИО5 периоды его работы с Дата обезличена года по Дата обезличена год - фельдшер станции скорой неотложной помощи; с Дата обезличена года по Дата обезличена года - военная служба по призыву в ВМФ СССР; Дата обезличена года по Дата обезличена года - фельдшер наркологического кабинета; Дата обезличена года по Дата обезличена года -курсы.
Обязать ГУ - ФИО3 РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области назначить ФИО5 досрочную трудовую пенсию по старости, как имеющему стаж лечебной работы по охране здоровья населения, с момента обращения в ГУ - ФИО3 РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области, но не ранее возникновения права.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение десяти дней через Почепский районный суд Брянской области.
Председательствующий - И.А.Разнатовская