Дело № 2-661\2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Почеп 27 августа 2010 года
Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Разнатовской И. А., при секретаре Болховитиной А. В., с участием истца Жуковой Л. М., ответчика представителя Управления ФИО10 Российской Федерации в Почепском муниципальном районе по доверенности Ильиненко М. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жуковой Людмилы Михайловны к Государственному Учреждению Управление ФИО10 РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области на отказ в назначении досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л :
Жукова Л. М. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ГУ Управление ФИО10 РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области (далее - Управление ФИО10) необоснованно отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья, не засчитав в специальный стаж периоды: с Дата обезличена года по Дата обезличена года - заведующая ФИО15 пунктом; с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года - заведующая ФИО16 пунктом; ее нахождения на курсах с Дата обезличена года по Дата обезличена года, а также с Дата обезличена года по Дата обезличена года - нахождение на больничном листе по беременности и родам. Считает действия Управления ФИО10 неправомерными и просит обязать ответчика включить данные периоды в специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения, но не ранее возникновения права на назначение пенсии.
В судебном заседании Жукова Л. М. поддержала свои требования, просила суд обязать Управление ФИО10 засчитать в стаж, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды с Дата обезличена года по Дата обезличена года - заведующая ФИО15 пунктом; с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года - заведующая ФИО16 пунктом; ее нахождения на курсах с Дата обезличена года по Дата обезличена года, а также с Дата обезличена года по Дата обезличена года - нахождение на больничном листе по беременности и родам и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента возникновения такого права. Также просила суд обязать Управление ФИО10 исчислять ее трудовой стаж в соответствии с п. 5 п. п. «а» «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.
Представитель Управления ФИО10 в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении исковых требований Жуковой Л. М. по основаниям, изложенным в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Управлении ФИО10 РФ в Почепском муниципальном районе Номер обезличен от Дата обезличена года, а именно в связи с тем, что курсы по специальности не предусмотрены Разъяснением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденными постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29. Отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет, не предусмотрены постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года. Документально не подтверждено занятие лечебной деятельностью Жуковй Л. М. в периоды с Дата обезличена года по Дата обезличена года, Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения… не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно решению Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в ГУ Управлении ФИО10 РФ в Почепском муниципальном районе Жуковой Л. М. отказано в назначении трудовой пенсии по возрасту из-за отсутствия требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно приказа Номер обезличен от Дата обезличена года по МУЗ ФИО25 Жукова Л. М., заведующая-ФИО16 пункта, командирована в г. ... колледж на курсы повышения квалификации по циклу «Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств» Дата обезличена года по Дата обезличена года. По окончании ей выдано свидетельство о повышении квалификации регистрационный номер Номер обезличен.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для данной категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения Жуковой Л. М. на курсах подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не предусматривает такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими лечебную и иную деятельность по охране здоровья.
Не применение вышеуказанных норм создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо согласно требованиям ст. 19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение, что в свою очередь не соответствует требованиям ч. 1 ст. 39 Конституции РФ.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение. По смыслу ч. 2 ст. 39 Конституции РФ основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
В силу ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 12 марта 1992 года), действующей в момент предоставления истице отпусков по уходу за ребенком, таковой отпуск засчитывался в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении пенсии на льготных условиях.
Законом РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» внесены дополнения в ст. 167 КЗоТ РСФСР, исключающие отпуск по уходу за ребенком из стажа работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данные изменения вступили в силу с 06 октября 1992 года.
Согласно пункта 21 Разъяснений Минтруда РФ № 5 от 22 мая 1996 года (с изменениями от 01 ноября 1999 года) «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда РФ № 29 от 22 мая 1999 года в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».
С момента вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации 01 февраля 2002 года при назначении пенсии на льготных условиях отпуска по уходу за ребенком не засчитываются в стаж работы по специальности (статья 256).
Однако распространение данной нормы на правоотношения, возникшие до введения в действие Трудового кодекса РФ 01 февраля 2002 года законодателем не предусмотрено.
Таким образом, к подсчету специального трудового стажа к периодам работы до 01 февраля 2002 года должны применяться правила статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 12 марта 1992 года). Применение правил статьи 256 ТК РФ в этом случае будет являться умалением конституционных прав и свобод заявителя, нарушением ст.ст.54 и 55 Конституции РФ.
Кроме того, в силу п. п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж, то есть суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, учитываемую при определении права на трудовую пенсию, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
Довод Управления ФИО10 об исключении периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, суд признает обоснованным.
Согласно пункту 5 вышеуказанных Правил, «периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные».
Жукова Л. М. в силу статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», как работающая по трудовому договору, относиться к застрахованным лицам, то есть к лицам, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование.
Согласно порядку исчисления специального трудового стажа, на который указывает вышеприведенная норма статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался, если данный отпуск предоставлялся до 06.10.92 года (статья 167 КЗОТ РСФСР).
Жукова Л. М. находилась в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года, согласно акту по результатам документальной проверки сведений о трудовом стаже застрахованного лица.
В связи с этим Управление ФИО10 правомерно исключило период нахождения Жуковой Л. М. в отпуске по уходу за ребенком, поскольку данный отпуск предоставлялся ей после 06.10.1992 года. Вместе с тем, отказ Управления ФИО10 включить в стаж дающей право на досрочное назначение Жуковой Л. М. трудовой пенсии периода с Дата обезличена года по Дата обезличена года, суд признает необоснованным, поскольку в указанный период Жукова Л. М. находилась на больничном листе по беременности и родам, что в силу вышеназванного закона порождает у нее право на включение данного периода в стаж дающий право досрочную трудовую пенсию.
Из вышеуказанного решения и пояснений представителя Управления ФИО10 в судебном заседании, следует, что Управление ФИО10 не может засчитать в стаж Жуковой Л. М. периоды ее работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, а также с Дата обезличена года по Дата обезличена года, так как не доказано, что Жукова Л. М. в эти периоды занималась лечебной деятельностью в ФИО15 пункте и ФИО16 пункте.
Вопреки доводам Управления ФИО10 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не ставит обязательным условием назначение досрочной трудовой пенсии - осуществление лечебной деятельностью. В законе говориться об осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Истцу достаточно подтвердить работу на определенных законодателем должностях и в соответствующих медицинских учреждениях.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, работа в качестве фельдшера, а также заведующей фельдшерским акушерским пунктом и медицинским пунктом (фельдшером) включается в стаж для назначения указанной пенсии (раздел «Наименование должностей» Списка).
Из трудовой книжки, расчетно-платежных ведомостей, карточек-справок об оплате следует, что в периоды работы истца заведующей ФИО16 пунктом ... и ФИО15 ..., она исполняла обязанности фельдшера. Это подтверждается тем, что в спорные периоды работы истцу периодически устанавливались категории и разряды по специальности как фельдшеру. В указанных документах должность Жуковой Л. М. указана как фельдшер, к которой она получала доплату за заведование пунктом в размере 10 рублей.
Согласно Положению о заведующем фельдшерским акушерским пунктом - фельдшере, на должность заведующего фельдшерским акушерским пунктом назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшер или фельшер-акушер и заведующий ФАПом обязан осуществлять различную леченую и иную деятельность по охране здоровья населения, указанную в данном положении.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах и в силу норм вышеназванного Закона суд приходит к выводу о включении в специальный трудовой стаж Жуковой Л. М. неучтенных периодов при назначении досрочной трудовой пенсии.
Довод Жуковой Л. М. о том, что при исчислении стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, должно применяться правило по которому 1 год работы в сельской местности приравнивается 1 году 3 месяцам такой работы несостоятелен и противоречит подпункту 11 пункту 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с которым лицам работа которых проходила только в сельской местности, предусмотрена возможность выхода на пенсию при стаже не менее 25 лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать за Жуковой Людмилой Михайловной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Обязать Управления ФИО10 в Почепском районе Брянской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии Жуковой Людмиле Михайловне, периодов её работы: с Дата обезличена года по Дата обезличена года - заведующая ФИО15 пунктом; с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года - заведующая ФИО16 пунктом; ее нахождения на курсах с Дата обезличена года по Дата обезличена года, а также с Дата обезличена года по Дата обезличена года - нахождение на больничном листе по беременности и родам и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента возникновения такого права.
Обязать Управления ФИО10 в Почепском районе Брянской области назначить Жуковой Людмиле Михайловне досрочную трудовую пенсию по старости, как имеющей стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения в Управление ФИО10 в Почепском муниципальном районе Брянской области, но не ранее возникновения такого права.
В остальной части исковых требований Жуковой Людмиле Михайловне отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение десяти дней через Почепский районный суд Брянской области.
Председательствующий - И.А.Разнатовская
Полный текст решения суда изготовлен 31 августа 2010 года.