Решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии



Дело N 2-662\2010 годР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Почеп 25 августа 2010 год

Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Брянской области Разнатовской И.А., при секретаре Болховитиной А.В., с участием истца Шибановой Е.А., ответчика представителя Управления ФИО26 Российской Федерации в Почепском муниципальном районе по доверенности Ильиненко М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шибановой Евгении Анатольевны к Управлению ФИО26 Российской Федерации в Почепском муниципальном районе на отказ в назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

Шибанова Е. А. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что решением Управления ФИО26 в Почепском муниципальном районе Брянской области (далее - Управление ФИО26) отказано ей в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия 25-летнего стажа работы, как педагогическому работнику. Считает, что она имеет 25-летний стаж педагогической деятельности, в связи с чем, просит суд признать решение Управления ФИО26 незаконным и обязать включить неучтенные периоды ее педагогической работы в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании Шибанова Е. А. полностью поддержала свои требования, пояснив, что в ее трудовой книжке сделаны соответствующие записи о работе в образовательных учреждениях, работа в должности старшей пионервожатой протекала в средней школы, поэтому должна включаться в педагогический стаж. С Дата обезличена года по Дата обезличена год она обучалась в ФИО31 институте, при этом она перед поступлением в учебное заведение отработала в школе в течение года, что является основанием для зачета периода обучения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Указала, что во время нахождения ее в отпусках по уходу за ребенком, это время засчитывалось в специальный стаж, а изменения в законе, ухудшающие положение обратной силы не имеют.

Представитель Управления ФИО26 РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области Ильиненко М. Ю. в судебном заседании заявление Шибановой Е.А. не признал и просил суд отказать в удовлетворении данного заявления.

Выслушав заявителя, представителя Управления ФИО26, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно решения выписки из протокола Номер обезличен от Дата обезличена года Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в ГУ ФИО26 РФ в Почепском районе отказала Шибановой Е. А. в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, следующих периодов: с Дата обезличена года по Дата обезличена года - работа в должности «старше пионервожатой» ФИО35 школы Почепского района Брянской области; с Дата обезличена года по Дата обезличена года учеба в ФИО31 институте; с Дата обезличена года по Дата обезличена года отпуск по уходу за ребенком, в связи с отсутствием 25-летнего стажа работы.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 названной статьи, правила исчисления период работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункта 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Из записи в трудовой книжке Шибановой Е. А. свидетельствуют о том, что с Дата обезличена года по Дата обезличена года она работала в должности «старшей пионервожатой» в ФИО35 школе Почепского района Брянской области. С Дата обезличена года по Дата обезличена год обучалась в ФИО31 институте. С Дата обезличена года по настоящее время работает учителем начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «ФИО35 школа».

В разделе «Наименование должностей» Списка должность пионервожатой не указана.

Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 01 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу пункта 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретаемое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Как следует из выписки протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Управлении ФИО26 РФ в Почепском муниципальном районе Номер обезличен от Дата обезличена года стаж, дающий Шибановой Е. А. право на досрочное назначение трудовой пенсии, на Дата обезличена года, составляет 19 лет 11 месяцев 08 дней, без учета оспариваемых периодов. При этом как следует из записей трудовой книжки Шибанова Е.В. свою трудовую деятельность в качестве педагогического работника начала Дата обезличена года, то есть на момент Дата обезличена года ею выработано 28 лет 7 месяцев, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику.

Согласно пункта 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионный прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года.

Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29.01.2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» п. 3.2 в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.

Согласно решения выписки из протокола Номер обезличен от Дата обезличена года Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в ГУ ФИО26 РФ в Почепском районе отказала Шибановой Е. А. в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периода: с Дата обезличена года по Дата обезличена года отпуск по уходу за ребенком, в связи с отсутствием 25-летнего стажа работы.

В судебном заседании представитель Управления ФИО26 решение выписки из протокола Номер обезличен от Дата обезличена года поддержал полностью.

Довод Управления ФИО26 об исключении периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, суд признает обоснованным.

Согласно пункту 5 вышеуказанных Правил, «периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные».

Шибанова Е. А. в силу статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», как работающая по трудовому договору, относиться к застрахованным лицам, то есть к лицам, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование.

Согласно порядку исчисления специального трудового стажа, на который указывает вышеприведенная норма статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался, если данный отпуск предоставлялся до 06.10.92 года (статья 167 КЗОТ РСФСР).

Шибанова Е. А. находилась в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года, согласно акту по результатам документальной проверки сведений о трудовом стаже застрахованного лица.

В связи с этим Управление ФИО26 правомерно исключило период нахождения Шибановой Е. А. в отпуске по уходу за ребенком, поскольку данный отпуск предоставлялся ей после 06.10.1992 года.

Суд не соглашается с доводом Управления ФИО26 об отказе включить в стаж Шибановой Е. А. периода ее обучения в ФИО31 институте ФИО31. с Дата обезличена года по Дата обезличена года по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что период обучения истца в ФИО31 институте ФИО31 с Дата обезличена года по Дата обезличена года относится к периоду деятельности до Дата обезличена года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В указанный выше период обучения Шибановой Е. А. действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Судом установлено, что Шибанова Е. А. непосредственно перед поступлением в ФИО31 институт ФИО31 работала в ФИО35 школе Почепского района в должности пионервожатой, а после окончания педагогического учебного заведения, учителем начальных классов в той же школе.

Таким образом, истец имеет право на зачет указанного периода обучения в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшие на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах суд считает отказ Управления ФИО26 о не включении вышеуказанного периода обучения истца в специальный стаж и отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии, неправомерным и принимает решение обязать Управление ФИО26 назначить Шибановой Е. А. досрочную трудовую пенсию со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать за Шибановой Евгенией Анатольевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Обязать Управления ФИО26 в Почепском районе Брянской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии Шибановой Евгении Анатольевне, период её работы: с Дата обезличена года по Дата обезличена года - работа в должности «старше пионервожатой» ФИО35 школы Почепского района Брянской области; с Дата обезличена года по Дата обезличена года учеба в ФИО31 институте ФИО31

Обязать Управления ФИО26 в Почепском районе Брянской области назначить Шибановой Евгении Анатольевне досрочную трудовую пенсию по старости, как имеющей стаж педагогической деятельности 25 лет, с момента обращения в Управление ФИО26 в Почепском районе Брянской области, но не ранее возникновения такого права.

В остальной части исковых требований Шибановой Евгении Анатольевны отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение десяти дней.

Председательствующий - И.А.Разнатовская

Полный текст решения суда изготовлен 30 августа 2010 года