Дело №2-807 (2010 г.)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Почеп Брянской области 13 октября 2010 г.
Почепский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Нитягова Р. А.,
с участием прокурора Почепского района Брянской области Поденка А. С.,
при секретаре Приходько Н. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Трубчевский ДОЗ» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Почепского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Трубчевский ДОЗ» (далее - ООО «Трубчевский ДОЗ») о понуждении к совершению действий, указывая, что в нарушение п.3 приказа Министерства сельского хозяйства РФ №549 от 22.12.08 года «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов», пункт сосредоточения средств пожаротушения ООО «Трубчевский ДОЗ», расположенный в <адрес>, не укомплектован противопожарным оборудованием и инвентарем в полном объеме. Там отсутствуют: напорные пожарные рукава (300 пог.м.), торфяные лесопожарные стволы (1 комплект), бульдозер на тракторе свыше 100 л.с. (1 шт.), автомобиль бортовой повышенной проходимости или вездеход (1 шт.), зажигательные аппараты (5 шт.), ранцевые огнетушители (10 шт.), воздуходувки (1 шт.), электромегафоны (1 шт.), дежурная спецодежда (6 комплектов), индивидуальные перевязочные пакеты (6 комплектов). Таким образом, нормы обеспечения противопожарным оборудованием и инвентарем ООО «Трубчевский ДОЗ» не выполнены.
Несоблюдение норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения пожаров свидетельствуют о не выполнении ООО «Трубчевский ДОЗ» на арендованных лесных участках всех предусмотренных законом противопожарных мероприятий, что в случае возникновения пожара не позволит своевременно его ликвидировать и предотвратить причинение вреда окружающей природной среде и животному миру.
Сложившаяся ситуация создает потенциальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, уничтожению государственного, муниципального и личного имущества в результате возникшего пожара, поскольку препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей, леса и имущество опасных факторов пожара и реализации одной из важнейших функций государства - обеспечения пожарной безопасности, о чем говорится в преамбуле и ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности».
Таким образом, просил суд обязать ответчика приобрести: напорные пожарные рукава (300 пог.м.), торфяные лесопожарные стволы (1 комплект), бульдозер на тракторе свыше 100 л.с. (1 шт.), автомобиль бортовой повышенной проходимости или вездеход (1 шт.), зажигательные аппараты (5 шт.), ранцевые огнетушители (10 шт.), воздуходувки (1 шт.), электромегафоны (1 шт.), дежурную спецодежду (6 комплектов), индивидуальные перевязочные пакеты (6 комплектов), укомплектовав ими пункт сосредоточения средств пожаротушения ООО «Трубчевский ДОЗ», расположенный в <адрес>.
В судебном заседании представитель прокуратуры Почепского района Брянской области Поденок А. С. отказался от части ранее заявленных исковых требований (о понуждении ответчика к приобретению и укомплектованию пункта сосредоточения средств пожаротушения в <адрес> торфяными лесопожарными стволами, поскольку на территории, арендуемой ответчиком, нет торфяников) и поддержал остальные исковые требования, указывая на то, что имеющиеся нарушения правил и норм пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
При этом просил обязать ответчика приобрести и укомплектовать пункт сосредоточения средств пожаротушения ООО «Трубчевский ДОЗ», расположенный в <адрес>: напорными пожарными рукавами (300 пог.м.), зажигательными аппаратами (5 шт.), ранцевыми огнетушителями (10 шт.), воздуходувкой (1 шт.), электромегафоном (1 шт.), дежурной спецодеждой и индивидуальными перевязочными пакетами по числу членов постоянной команды пожаротушения (числу участвующих в тушении пожара лиц), т.е. 6 комплектами - до ДД.ММ.ГГГГ, а бульдозером на тракторе свыше 100 л.с. и автомобилем бортовым повышенной проходимости или вездеходом до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до начала пожароопасного периода в лесах.
Представитель третьего лица - государственного учреждения «Почепское лесничество» ФИО4 также полагал необходимым удовлетворить требования прокурора (с учетом заявленного отказа от части из них) в полном объеме, поскольку перечень и количество средств пожаротушения, которые ответчик должен иметь в пункте сосредоточения средств пожаротушения в <адрес>, полностью соответствуют требованиям норм, закрепленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом он лично убедился, что еще ДД.ММ.ГГГГ данных средств пожаротушения в пункте их сосредоточения ООО «Трубчевский ДОЗ» в <адрес> не имелось.
Представитель ответчика - ООО «Трубчевский ДОЗ» Щемелинин В. И. иск не признал, указав на то, что требования прокурора хотя и соответствуют закону, однако считал, что в содержании в пункте сосредоточении средств пожаротушения такого бульдозера и бортового автомобиля нет необходимости. За последние 18 лет на данной территории им удавалось избежать и не было лесных пожаров. Кроме того, приобретение этих средств требует значительных расходов представляемого им общества. Часть остальных средств уже приобретена, но еще находится на их базе, т.е. в пункт сосредоточения средств пожаротушения не доставлена.
Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, общество с ограниченной ответственностью «Трубчевский ДОЗ» поставлена на данный учет в соответствии с положением Налогового кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Как указано в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - ООО «Трубчевский ДОЗ» ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с договорами аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными между государственным учреждением «Почепское лесничество» и обществом с ограниченной ответственностью «Трубчевский ДОЗ», последним предоставлены лесные участки площадью 6193 га. (Семецкое, бывшее Гамалеевское участковое лесничество) и 7079 га., расположенные соответственно в <адрес>, для заготовки древесины.
Данные лесные участки, расположенные на территории <адрес>, в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежат Российской Федерации на праве собственности.
Согласно оперативному плана по охране леса от пожаров по ООО «Трубчевский ДОЗ» (Почепского отделения) в 2010 году на арендатора (ООО «Трубчевский ДОЗ») возложены следующие обязанности: разработать по арендному участку оперативный план по борьбе с лесными пожарами срок исполнения март 2010 года, организовать наземное патрулирование, тушение возникших пожаров имеющимися у арендатора силами и средствами срок исполнения в течении пожароопасного периода, создать на арендуемом участке совместные оперативные группы из работников лесной охраны и работников внутренних дел для выявления и пресечения нарушенных Правил пожарной безопасности в лесах срок исполнения до 15.04.10 года, создать запас ГСМ дизтоплива не менее 1 (одной) тонны на период чрезвычайной пожарной опасности срок исполнения в течении пожароопасного периода, выполнить весь комплекс противопожарных мероприятий на 2010 год по арендуемому участку срок исполнения июнь-октябрь, в период высокой пожарной чрезвычайной опасности организовать круглосуточное дежурство по арендуемому участку срок исполнения в течении пожароопасного периода, обеспечить работников лесной охраны мобильной телефонной связью срок исполнения март 2010 года.
В акте проведения проверки по подготовке к пожароопасному периоду в лесах №3 ГУ «Почепское лесничество» зафиксированы нарушения требований Правил пожарной безопасности, допущенные арендатором Октябрьского и Семецкого участковых лесничеств (ООО Трубчевский ДОЗ), связанные с отсутствием ряда средств пожаротушения.
Согласно письму ГУ «Почепское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, площадь лесов арендованного участка леса ООО «Трубчевский ДОЗ» - 13272 га., в том числе Семецкого участкового лесничества - 6179 га. и Октябрьского участкового лесничества - 7079 га. Пункт сосредоточения противопожарного инвентаря расположен в <адрес> на расстоянии 2 км. от ближайшего участка леса, противопожарным оборудованием и инвентарем укомплектован не полностью. На участок необходимо приобрести: один трактор МТЗ-82, напорные пожарные рукава - 300м., зажигательные аппараты - 5 шт., ранцевые огнетушители - 10 шт. Добровольная пожарная дружина состоит из 6 человек. Маршруты патрулирования по арендному участку разработаны.
В письме ГУ «Почепское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что у ООО «Трубчевский ДОЗ» отсутствуют напорные пожарные рукава (Д-26,51,66 мм), бульдозеры на тракторах свыше 100 л. с., автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы (для перевозки людей), зажигательные аппараты, ранцевые огнетушители, воздуходувки, электромегафоны, дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы) по числу членов постоянной команды пожаротушения, индивидуальные перевязочные пакеты (по числу участвующих в тушении).
Согласно проекту освоения лесов на лесной участок, переданного в аренду ООО «Трубчевский ДОЗ», в <адрес> Брянской области, общие сведения о ежегодных объемах заготовки древесины, эксплуатационного леса при рубке спелых и перестойных насаждений, запас вырубаемый корневой 16,5 тыс. куб. м, ликвидный 13,9 тыс. куб. м, при уходе за лесами, прореживание и проходные рубки, итого запас вырубаемый корневой 0,6 тыс. куб.м., ликвидный 0,2 тыс. куб. м. При вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, выборочные санитарные рубки, итого запас вырубаемый корневой 1,2 тыс. куб. м, ликвидный 0,9 тыс. куб. м. Всего на лесном участке запас вырубаемый корневой 18,3 тыс. м3, ликвидный 15,0 тыс. куб. м.
Согласно проекта освоения лесов на лесной участок, переданного в аренду ООО «Трубчевский ДОЗ», в <адрес> Брянской области, общие сведения о ежегодных объемах заготовки древесины, эксплуатационного леса при рубке спелых и перестойных насаждений, запас вырубаемый корневой 23,2 тыс. куб. м, ликвидный 19,7 тыс. куб. м, при уходе за лесами, прореживание и проходные рубки, итого: запас вырубаемый корневой 0,6 тыс. куб. м., ликвидный 0,4 тыс. куб.м. При вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, выборочные санитарные рубки, итого запас вырубаемый корневой 1,9 тыс. куб. м., ликвидный 1,5 тыс. куб. м. Всего на лесном участке запас вырубаемый корневой 25,7 тыс. куб. м., ликвидный 21,6 тыс. куб. м.
На основании ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 1 ППБ 01-03 установлено, что требования пожарной безопасности - это обязательные для применения и использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 18 Федерального Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ, граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 3 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 июня 2007 года № 417, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
- противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
- создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
- мониторинг пожарной опасности в лесах;
- разработка планов тушения лесных пожаров;
- тушение лесных пожаров;
- иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 22 декабря 2008 года № 549 «О нормах наличия средств пожаротушения в местах использования лесов», на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесину, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины при количестве средств при объеме заготовки древесины в год до 100 тыс. м. куб. необходимы: напорные пожарные рукава (Д=26, 51, 66 мм) 300 пог. м., торфяные лесопожарные стволы 1 комплект (для лесных участков, где имеются залежи торфа), бульдозеры на тракторах свыше 100 л. с. 1 шт., автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы 1 шт. (для перевозки людей), зажигательные аппараты 5 шт., ранцевые огнетушители 10 шт., воздуходувки 1 шт., электромегафоны 1 шт., дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы) комплект по числу членов постоянной команды пожаротушения, индивидуальные перевязочные пакеты комплект по числу участвующих в тушении.
При этом бульдозеры на тракторах свыше 100 л. с. 1 шт., автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы 1 шт. (для перевозки людей) закрепляются на пожароопасный сезон и должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров, а остальные вышеперечисленные средства пожаротушения должны находится в пунктах сосредоточения постоянно.
Отсутствие вышеперечисленных средств пожаротушения в пункте их сосредоточения у ответчика - арендатора участка лестного массива действительно препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей, государственное, муниципальное и личное имущество опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания к понуждению ООО «Трубчевский ДОЗ» к выполнению в полном объеме комплекса мер, направленных на устранение нарушений норм и правил пожарной безопасности, соблюдению правил пожарной безопасности в лесах. Обязанность их выполнения регламентирована вышеприведенными нормами закона.
Указанные мероприятия должны быть выполнены ответчиком в разумный срок.
Заявленный прокурором отказ от части первоначально заявленных исковых требований (понудить ООО «Трубчевский ДОЗ» приобрести торфяные лесопожарные стволы, укомплектовав ими пункт сосредоточения средств пожаротушения в <адрес>), связанный с необоснованностью данного требования, поскольку на арендуемой ответчиком территории нет торфяников, не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов и принимается судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Трубчевский ДОЗ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ приобрести и укомплектовать пункт сосредоточения средств пожаротушения, расположенный в <адрес>:
- напорными пожарными рукавами (300 пог. м),
- зажигательными аппаратами (5 шт.),
- ранцевыми огнетушителями (10 шт.),
- воздуходувкой,
- электромегафоном,
- дежурной спецодеждой (6 комплектами),
- индивидуальными перевязочными пакетами (6 комплектами).
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Трубчевский ДОЗ» обеспечить наличие и закреплять на пожароопасный сезон в пункте сосредоточения средств пожаротушения, расположенном в <адрес>, в состоянии постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров:
- бульдозер на тракторе свыше 100 л. с.,
- автомобиль бортовой повышенной проходимости или вездеход для перевозки людей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Р. А. Нитягов
Решение в окончательной форме составлено 14 октября 2010 года.