Именем Российской Федерации
3 декабря 2010 года Почепский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего Филюшиной И.С.
при секретаре Синьковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молчановой Е. В. к Управлению <данные изъяты> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Молчанова Е. В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая в обоснование заявленных требований на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает учителем в школе и имеет необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Однако при обращении в Управление <данные изъяты> (далее - Управление <данные изъяты>) ей былоотказано в назначении таковой пенсии по тем мотивам, что период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем группы продленного дня Учреждения образования <данные изъяты> и отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нельзя засчитать в специальный стаж ее педагогической деятельности. С данным отказом она не согласна, просит суд признать его не соответствующим закону и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ней.
В судебном заседании Молчанова Е. В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель Управления <данные изъяты> Ильиненко М. Ю. требования истицы не признал по основаниям, указанным в решении Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления <данные изъяты>, и просил суд отказать Молчановой Е.В. в удовлетворении искового заявления.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 319-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Записи в трудовой книжке истицы свидетельствуют о том, что Молчанова Е. В.с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем географии <адрес> средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем группы продленного дня <адрес> средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем биологии <адрес> средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ - учителем биологии <данные изъяты> средней школы, переименованной ДД.ММ.ГГГГ в МОУ <данные изъяты>, где и работает по настоящее время.
При обращении истицы в Управление Пенсионного фонда по вопросу о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ей было отказано включить в специальный стаж следующие периоды:
- поскольку указанная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 с применением Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П;
- поскольку включение указанного отпуска после 06.10.1992г. вышеуказанными постановлениями не предусмотрено.
С указанными доводами суд согласиться не может по следующим основаниям.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у Молчановой Е. В. 7 января 1992 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 года по 31.08.1993 года (до момента его прерывания) подлежит включению в специальный стаж работы истицы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Отказывая Молчановой Е. В.во включении в педагогический стаж периода ее работы воспитателем группы продленного дня Учреждения образования <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик оставил без внимания то обстоятельство, что в вышеназванный Список включена должность воспитателя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований. Истица в указанный выше период состояла в должности воспитателя. При этом «группа продленного дня» не относится к названию занимаемой должности, а является лишь уточнением профиля работы.
Кроме того, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 июля 2005 года № 440 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации установлено тождество наименований должностей «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель».
Таким образом, Министерством здравоохранения и социального развития РФ в рамках предоставленной ему компетенции Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года №516 признано, что должностные обязанности воспитателя группы продленного дня совпадают по характеру и функциям с должностными обязанностями воспитателя.
Поэтому работа в должности воспитателя продленного дня в общеобразовательной школе подлежит включению в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, вне зависимости от того, в какой период имело место осуществление данной трудовой деятельности.
Поскольку других оснований для отказа в назначении пенсии Молчановой Е. В.не приводиться и не установлено, суд считает отказ Управления <данные изъяты> о не включении вышеуказанных периодов работы истицы в специальный стаж и отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии, неправомерным и принимает решение обязать Управление Пенсионного фонда назначить Молчановой Е.В.досрочную трудовую пенсию со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Молчановой Е. В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей
Управлению <данные изъяты> включить в специальный стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Молчановой Е. В. периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление <данные изъяты> назначить Молчановой Е. В. досрочную трудовую пенсию по старости, как имеющей стаж педагогической деятельности 25 лет, с момента обращения в Управление <данные изъяты>, но не ранее возникновения права.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий И. С. Филюшина