Дело № 2-926(2010)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010 года Почепский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего Филюшиной И. С.
с участием прокурора Поденок А. С.
при секретаре Синьковой Е. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Почепского района в защиту интересов Разуванова М. Е. к администрации <данные изъяты> о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении инвалида Великой Отечественной войны Разуванова М. Е.,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Почепского района в защиту интересов Разуванова М. Е. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая в обоснование заявленных требований на то, что Разуванов М. Е. является инвалидом Великой Отечественной войны и проживает в помещении, не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Постановлением главы <данные изъяты> от 27.02.2010 года № 5-а «О рассмотрении заявления граждан по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Разуванову М. Е. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Считая, что Разуванов М. Е. имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению благоустроенным жилым помещением, прокурор Почепского района просил суд обязать администрацию <данные изъяты> поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении инвалида Великой Отечественной войны Разуванова М. Е., проживающего по адресу: <адрес>.
В судебном заседании прокурор Почепского района Поденок А.С. и представитель Разуванова М. Е. по доверенности Разуванов С. М. подержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - глава <данные изъяты> Кулешова В. П. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что Разуванову М. Е. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку общая площадь принадлежащего ему жилого дома превышает учетную норму жилой площади на одного человека, установленную решением <данные изъяты> от 05.02.2010 года, а также в связи с тем, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии дом Разуванова М. Е. признан пригодным для проживания, а проведенной Государственным унитарным предприятием <данные изъяты> независимой экспертизой технического состояния жилого дома установлено 62% износа, но дом не признан аварийным.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Разуванов М. Е. является инвалидом Великой Отечественной войны и проживает вместе с женой, ФИО1, и сыном, Разувановым С. М., в принадлежащем ему на праве собственности <адрес>, общей площадью 49,4 кв. м.
28 января 2010 года Разуванов М. Е. обратился в администрацию <данные изъяты> с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по тем основаниям, что он является инвалидом Великой Отечественной войны, проживает в доме без удобств, построенном до войны.
Постановлением главы <данные изъяты> от 27.02.2010 года № 5-а «О рассмотрении заявления граждан по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Разуванову М. Е. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ.
В соответствии с п./п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального Закона РФ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный Закон), инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального Закона. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно статье 23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19, 21 Федерального закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение данной правовой нормы администрацией <данные изъяты> принято Постановление от 13.09.2006 года № 559 «Об утверждении Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области», согласно которому учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области.
Пунктом 9 данного Положения установлено, что Департамент <данные изъяты> на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований области и согласованных с управлением <данные изъяты>, формирует сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Реестр формируется, исходя из времени постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 54 ЖК РФ. Так, в соответствии с п.п.1, 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель Разуванова М. Е. по доверенности Разуванов С. М.не оспаривал, что его доверитель обеспечен жилой площадью, превышающей учетную норму площади жилого помещения на территории <данные изъяты>, установленную решением <данные изъяты> от 05.02.2010 года.
В то же время им и прокурором Почепского района указано на то, что Разуванов М. Е. проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее Положение).
В соответствии с п. 22 Положения высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IA, 1Б, 1Г, 1Д и IVa должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.
В силу п. 10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Согласно п.п. 1 ст. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В соответствии с п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания.
Как следует из материалов дела, в июле 2010 года межведомственной комиссией <данные изъяты> было проведено обследование жилищных условий Разуванова М. Е., проживающего по адресу: <адрес>. По результатам обследования и на основании технического заключения о состоянии несущих строительных конструкций жилого дома, выполненного ГУП <данные изъяты> № 3586-ПР от 16.06.2010 года межведомственная комиссия <данные изъяты> приняла заключение № 23 от 20.07.2010 года о пригодности жилого дома, принадлежащего Разуванову М. Е. для постоянного проживания.
Вместе с тем, согласно технического заключения о состоянии несущих строительных конструкций жилого <адрес>, выполненного ГУП <данные изъяты> № 3586-ПР от 16.06.2010 года конструктивные элементы жилого дома имеют повреждения и деформации, свидетельствующие о снижении их несущей способности. Перекрытия жилого дома находятся в недопустимом состоянии, характеризующимся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик (имеют 70% износа), при котором существует опасность для пребывания людей. Высота помещений жилого дома и отапливаемой пристройки не соответствует п. 4.5 СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные».
Представителем ответчика представленное истцом техническое заключение о состоянии несущих строительных конструкций жилого <адрес> не оспаривалось.
Оценивая Техническое заключение ГУП <данные изъяты> № 3586-ПР от 16.06.2010 года, необходимо обратить внимание, что оно выполнено специализированной организацией, имеющей свидетельство о допуске к работам, и составлено на основе детального обследования фундамента, стен, перегородок, перекрытий и других конструкций дома. Поэтому указанное Техническое заключение является приоритетным и служит объективным доказательством того, что конструкции жилого дома, в котором проживает Разуванов М. Е., а именно: перекрытия, находятся в недопустимом состоянии и создают опасность для пребывания людей.
Таким образом, судом установлено, что инвалид Великой Отечественной войны Разуванов М. Е. имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению благоустроенным жилым помещением, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, так как проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При таких обстоятельствах суд считает, необходимым удовлетворить требования прокурора Почепского района в защиту Разуванова М. Е. путем восстановления права последнего на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента его обращения с заявлением к ответчику о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а именно с 28.01.2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Почепского района в защиту интересов Разуванова М. Е. к администрации <данные изъяты> о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении инвалида Великой Отечественной войны Разуванова М. Е. удовлетворить.
Администрации <данные изъяты> поставить Разуванова М. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного в <адрес>, на жилищный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента его обращения с заявлением в администрацию <данные изъяты>, то есть с 28 января 2010 года.
Настоящее решение является основанием для включения Разуванова М. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного в <адрес>, в Реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Почепский районный суд Брянской области.
Председательствующий И. С. Филюшина