по иску Азизова Ю. А. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-827(2010)Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 ноября 2010 года Почепский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего Филюшиной И.С.

при секретаре Синьковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азизова <данные изъяты> к ГУ <данные изъяты> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Азизов Ю.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая в обоснование заявленных требований на то, что имеет необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. Однако решением Комиссии по рассмотрению вопросов <данные изъяты> по назначению и выплате пенсий ГУ <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>) от 16 сентября 2010 года № 435 в назначении таковой пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа работы в сельской местности. При этом из специального стажа были исключены периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного врача <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного врача и по совместительству (0,5 ставки) врача терапевта <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного врача и по совместительству (0,5 ставки) врача терапевта <данные изъяты>, а также периоды нахождения его на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -, что он считает необоснованным и просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж все неучтенные периоды его работы, а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 3 месяца) и назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Азизов Ю.А., согласившись с обоснованностью исключения из специального стажа периода его нахождения в отпуске без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель <данные изъяты> Ильиненко М.Ю. требования истца не признал по основаниям, указанным в решении Комиссии по рассмотрению вопросов <данные изъяты>, и просил суд отказать Азизову Ю.А. в удовлетворении искового заявления.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 319-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.

В соответствии с п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Записи в трудовой книжке Азизова Ю.А. свидетельствуют о том, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил интернатуру по терапии в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ - принят на должность главного врача и по совместительству врача-терапевта в <данные изъяты>, переименованную ДД.ММ.ГГГГ во врачебную амбулаторию <адрес>, реорганизованную ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ - переведен на должность врача общей практики <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ - переведен на должность врача терапевта участкового этой же больницы; ДД.ММ.ГГГГ - переведен на должность врача общей практики этой же больницы, где и работает по настоящее время.

При обращении истца в <данные изъяты> по вопросу о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ему было отказано включить в специальный стаж следующие периоды:

  • с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - главный врач <данные изъяты>,

- поскольку отсутствует приказ на совмещение врачебной специальностью;

  • с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - главный врач и по совместительству (0,5 ст.) врач терапевт <данные изъяты>

- так как наименование учреждения <данные изъяты> не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, а в п. 1 правил, утвержденных данным постановлением, «участковая больница» не поименована в числе структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений. Также не выполнен объем работы по совместительству врача;

  • с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - главный врач и по совместительству (0,5 ст.) врач терапевт <данные изъяты>

- поскольку не выполнен объем работы по совместительству врачебной специальности;

  • с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без содержания,

- поскольку курсы и отпуска без содержания не предусмотрены вышеуказанным Постановлением.

С указанными доводами, за исключением отказа во включении в специальный стаж периода нахождения истца в отпуске без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ч. 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются Законом (ч. 2). Таким законом является Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 3 июня 2004 года № 11-П отметил, что, закрепляя в указанном выше Законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449) утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В указанный Список включены врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), при условии, что они осуществляют врачебную деятельность. Термин «врачебная деятельность» в данном контексте следует трактовать как относящийся к медицинским работникам.

Приказ Минздрава РФ от 27 августа 1999 года № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (в ред. от 31.01.2006г.) относит к врачебной деятельности для главного врача (директора, заведующего, начальника) и его заместителя организацию здравоохранения и общественного здоровья или клиническую специальность.

На основании приказа Минздрава России от 15.10.99 года № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» врачам-руководителям разрешена работа по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25% должностного оклада врача соответствующей специальности.

Азизов Ю.А., как установлено в судебном заседании в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, занимая должность главного врача <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно, по совместительству работал врачом терапевтом, что подтверждено представленными им документами: справкой Главного врача <данные изъяты> соответствующими приказами о совместительстве за 1988-2003г.г., штатными расписаниями медицинского, фармацевтического и прочего персонала <данные изъяты> на 1997-2003г.г., а также записями в трудовой книжке истца.

Кроме того, согласно представленных суду «медицинских карт амбулаторных больных», ксерокопии которых ввиду их большого количества частично приобщены к материалам дела, Азизов Ю.А.в оспариваемые периоды занималсяврачебной деятельностью: вел амбулаторный прием, оказывал медицинскую помощь населению приписного участка.

Таким образом, установлено, что в указанные периоды работы истец выполнял работу в качестве врача терапевта в объеме полной ставки в результате суммирования занятости (объема работы).

В соответствии с п/п. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 319-ФЗ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449), если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Однако, Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Такое разъяснение содержится в п. 11 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 19 марта 2009 года № 309-О-О, от 25 февраля 2010 года № 163-О, согласно которой, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности врачей, медицинских сестер применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, о том, что внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, периоды работы Азизова Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж. При этом периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Суд признает несостоятельными доводы ответчика об отказе засчитать истцу в специальный стаж период его работы в Московской участковой больницы Почепского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку наименование учреждения <данные изъяты> не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, а в п. 1 правил, утвержденных данным постановлением, «участковая больница» не поименована в числе структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений, В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (центральная районная больница) переименовывалась в <данные изъяты> (территориальное медицинское объединение).

Согласно пункту 8 Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ № 395 от 03.11.99 года, лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой (в том числе и центральные районные больницы), могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО). Учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица.

Постановлением Минтруда РФ № 38 от 14.05.2001 года установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.

Кроме того, истец в оспариваемый период работал во врачебной амбулатории <адрес>, реорганизованной в <данные изъяты> только в ДД.ММ.ГГГГ году, а «амбулатория» предусмотрена разделом «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.

Подлежат включению в специальный стаж и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в <данные изъяты>.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Учеба носит для медицинского работника вынужденный характер и является обязательным условием для качественного оказания медицинской помощи больным.

Истец, как установлено в судебном заседании, в указанные периоды работал соответственно главным врачом <данные изъяты> врачебной амбулатории, главным врачом врачебной амбулатории <адрес>, главным врачом <данные изъяты>, врачом общей практики <данные изъяты>, врачом терапевтом участковым <данные изъяты> и был командирован работодателем соответствующими Приказами на курсы повышения квалификации (надлежаще заверенные копии данных приказов, а также свидетельств о прохождении повышения квалификации и сертификатов имеются в материалах дела).

Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж по выслуге лет для назначения досрочной пенсии.

При этом периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Азизову Ю.А. также отказано засчитать в специальный стаж период нахождения его в отпуске без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Данный отказ суд считает обоснованным, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 11.07.2002 года №516 отпуска без сохранения заработной платы в специальный стаж не включаются. Страховые взносы соответственно не начисляются.

Не смотря то, что период нахождения истца в отпуске без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включению в специальный стаж не подлежит, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Азизов Ю.А. осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, работа в которых, согласно действующему законодательству должна быть зачтена в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, и имеет с учетом рассмотренных периодов его работы необходимый 25-летний специальный стаж для назначения таковой пенсии.

Поскольку других оснований для отказа в назначении пенсии Азизову Ю.А.не приводиться и не установлено, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Азизова <данные изъяты> к ГУ <данные изъяты> удовлетворить.

Признать за Азизовым <данные изъяты> право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

ГУ - <данные изъяты> включить в специальный стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Азизову <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в стаж в льготном исчислении, то есть 1 год работы за 1 год и 3 месяца)

Обязать ГУ <данные изъяты> назначить Азизову <данные изъяты> трудовую пенсию по старости, как имеющему стаж лечебной работы по охране здоровья населения в сельской местности 25 лет, с момента обращения в ГУ-<данные изъяты>, но не ранее возникновения права.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.С.Филюшина