Дело № 2-131\2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Почеп
24 февраля 2011 года
Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Брянской области Разнатовской И. А., при секретаре Лукашовой Н. В., с участием истца Сафоненко А. И., представителя ответчика Управления ФИО1 по доверенности Ильиненко М. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоненко А. И. к ГУ Управление ФИО1 на отказ в назначении досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Сафоненко А. И. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления ФИО1 (далее - Управление ФИО1) необоснованно отказало ему зачесть, при назначении досрочной трудовой пенсии, как педагогическому работнику имеющему 25-летний стаж работы, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение военной службы по призыву в Советской Армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды учебных отпусков в ФИО2., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподаватель ОБЖ. Считает, что он имеет 25-летний стаж педагогической деятельности, в связи с чем, просил суд обязать Управление ФИО1 включить неучтенные периоды его педагогической работы в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В судебном заседании Сафоненко А. И. полностью поддержал свои требования, пояснив, что в его трудовой книжке сделаны соответствующие записи о работе в образовательном учреждении, работа в должности военного руководителя с ДД.ММ.ГГГГ, которая протекает в ФИО3, поэтому должна включаться в педагогический стаж. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в ФИО2, при этом он перед поступлением в учебное заведение отработал в школе в четырех месяцев, что является основанием для зачета периода обучения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Указал, что в ФИО2 он обучался по заочной форме обучения, в связи, с чем ему предоставлялись учебные отпуска в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ он принят в ФИО3 на должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, в которой работал по ДД.ММ.ГГГГ, однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в графе «должность» тарификационных списков указана его должность как преподаватель ОБЖ по независящим от него причинам.
Представитель Управления ФИО1 Ильиненко М. Ю. в судебном заседании заявление Сафоненко А. И. не признал и просил суд отказать в удовлетворении данного заявления.
Выслушав истца, представителя Управления ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно решения выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в ГУ ФИО1 отказала Сафоненко А. И. в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение военной службы по призыву в Советской Армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды учебных отпусков в ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподаватель ОБЖ, в связи с отсутствием 25-летнего стажа работы.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункта 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Записи в трудовой книжке Сафоненко А. И. свидетельствуют о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работает в должности преподавателя-организатора в муниципальном образовательной учреждении ФИО3 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ФИО2
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретаемое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы обучение в высшем учебном заведении.
Как следует из выписки протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Управлении ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ стаж, дающий Сафоненко А. И. право на досрочное назначение трудовой пенсии, на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 20 года 04 месяцев 17 дней, без учета оспариваемых периодов. При этом как следует из записей трудовой книжки Сафоненко А. И. свою трудовую деятельность в качестве педагогического работника начал ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент ДД.ММ.ГГГГ им выработано 25 лет 00 месяцев 23 дня, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику.
Согласно пункта 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года.
Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29.01.2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» п. 3.2 в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.
Суд не соглашается с доводом Управления ФИО1 об отказе включить в стаж Сафоненко А. И. периода его обучения в ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что период обучения истца в ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к периоду деятельности до 01.01.2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В указанный выше период обучения Сафоненко А. И. действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Судом установлено, что Сафоненко А. И. непосредственно перед поступлением в ФИО2. в течение 4 месяцев работал в ФИО3 в должности военного руководителя, а после окончания педагогического учебного заведения, также продолжил свою трудовую деятельностью должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в той же школе.
Таким образом, истец имеет право на зачет указанного периода обучения в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшие на пенсию раньше, не должно нарушать его право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В период военной службы по призыву в рядах Советской Армии Сафоненко А. И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Сафоненко А. И. в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение Конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственных органов государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.
Ссылка ГУ ФИО1 о необходимости наличия условий о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР при наличии не менее 2\3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, а не на момент обращения гражданина за пенсией, не основана на вышеприведенных нормах Закона.
Работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Занимаемая истцом должность «преподавателя» указана в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка.
Согласно пункта 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка к учреждениям, работа преподавателя в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения.
В соответствии с тарификационными списками за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительность рабочего времени истца как преподавателя ОБЖ общеобразовательного учреждения была не менее 36 часов, что соответствовало утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 норме часов педагогической работы за ставку заработной платы. Оплата труда истца также производилась за ставку рабочего времени, что подтверждается расчетно-платежными ведомостями за 2006 год, где должность истца указана как преподаватель-организатор ОБЖ.
Сафоненко А. И. в суде пояснил, что представить суду расчетно-платежные ведомости за период 2004-2005 гг. не представляется возможным, поскольку они уничтожены.
Вопреки доводам представителя ответчика о невозможности засчитать период работы Сафоненко А. И. в должности «преподавателя ОБЖ», так как данная должность не предусмотрена Списком должностей …, в суде установлено, что Сафоненко А. И. был принят ДД.ММ.ГГГГ и работал в средней школы в должности «преподавателя-организатора ОБЖ» по ДД.ММ.ГГГГ. Наименование данной должности по отношению к работнику полностью соответствует Типовым штатам … средних … общеобразовательных школ, утвержденных Приказом Минпросвещения СССР № 264 от 31.12.1986 г.
Поскольку должность преподаватель-организатор ОБЖ включена в вышеназванный Список должностей…, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно исключен, поскольку неполное указание должности истца, в тарификационных списках за 2004-2006 г.г., не может служить основанием к отказу включить из специальный стаж, оспариваемый период, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах суд считает отказ Управления ФИО1 о не включении вышеуказанного периода обучения истца в специальный стаж, периода прохождения военной службы по призыву в Советской Армии и отказ включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при назначении досрочной трудовой пенсии, неправомерным и принимает решение обязать Управление ФИО1 назначить Сафоненко А. И. досрочную трудовую пенсию со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л.
Признать за Сафоненко А. И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Обязать Управления ФИО1 включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии Сафоненко А. И., следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение военной службы по призыву в Советской Армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды учебных отпусков в ФИО2., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподаватель ОБЖ.
Обязать Управления ФИО1 назначить Сафоненко А. И. досрочную трудовую пенсию по старости, как имеющему стаж педагогической деятельности 25 лет, с момента обращения в Управление ФИО1, но не ранее возникновения такого права.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение десяти дней.
Председательствующий -
И. А. Разнатовская
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2011 года