по иску прокурора Почепского района Брянской области о понуждению к совершению действий



         Дело №2-515(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Почеп             19 августа 2011 года

Почепский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Пугачева В. А.,

при                   секретаре Черновой Н. Д.,

- рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Почепского района Брянской области в защиту интересов муниципального образования и интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты>, <данные изъяты> Совету народных депутатов Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Почепского района, с учетом представленных в судебном заседании, состоявшемся 28.07.2011 года, новых исковых требований, обратился в суд с указанным иском, сообщив следующее.

В соответствии с закрепленным в Земельном Кодексе РФ, Федеральном Законе №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в Законе Брянской области №94-З от 08.11.2010 года «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области», а также в соответствии с Уставом муниципального образования «<данные изъяты>», Администрация <данные изъяты> обязана осуществлять на территории <адрес> муниципальный земельный контроль, для чего необходимо в администрации района организовать структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля, которое должно быть утверждено <данные изъяты> районным Советом народных депутатов, а также Администрацией <данные изъяты> должно быть разработано и утверждено положение о данном структурном подразделении.

В нарушение требований указанного законодательства, вышеуказанное структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля, в установленном порядке в Администрации <данные изъяты> не организовано, что влечет за собой отсутствие надлежащего контроля за использованием и охраной земель, находящихся в распоряжении муниципального района, влечет отсутствие проверки изменения качественного состояния указанных земель и ее целевого и разрешенного использования.

Тем самым нарушаются права муниципального образования «<данные изъяты>» и умаляются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, закрепленные ст. 42 Конституции РФ и Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды».

В связи с этим прокурор Почепского района просил суд признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты> и <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Брянской области по осуществлению муниципального земельного контроля на территории <адрес>, обязать администрацию <данные изъяты> Брянской области и <данные изъяты> районный Совет народных депутатов Брянской области принять все предусмотренные Законом Брянской области от 08.11.2010 года №94-З «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области» организационные и практические меры, направленные на организацию и осуществление на территории <адрес> Брянской области муниципального земельного контроля.

В судебном заседании, состоявшемся по настоящему гражданскому делу 19.08.2011 года, заместитель прокурора Почепского района Погарченко В. И. в полном объеме поддержала вышеизложенные исковые требования.

Представитель Администрации <данные изъяты> Брянской области, выступающий по доверенности Косяков А. Н., будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте слушания настоящего гражданского дела, в судебное заседание, состоявшееся по данному гражданскому делу 19.08.2011 года, не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

Ранее при рассмотрении дела, представитель ответчика Косяков А. Н. указывал, что не признает исковые требования прокурора, поскольку в соответствии с Федеральным Законом №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос осуществления земельного контроля не отнесен к вопросу местного значения муниципального района, а отнесен к компетенции городского и сельского поселения, также и Законом Брянской области №94-З от 08.11.2010 года «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области» не закреплена обязанность муниципального района создать структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля. В связи с этим, необходимо отказать прокурору Почепского района в удовлетворении его требований, установив правомочие на осуществление муниципального земельного контроля за городским и сельскими поселениями <адрес>.

Представитель <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Брянской области, выступающий по доверенности Кудря А. Е., будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте слушания настоящего гражданского дела, в судебное заседание, состоявшееся по данному гражданскому делу 19.08.2011 года, не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, а также письменно сообщив о полном признании требований прокурора Почепского района Брянской области.

Выслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно Уставу муниципального образования <данные изъяты>, утвержденному постановлением <данные изъяты> районного Совета народных депутатов №40 от 17.06.2005 года с дополнениями и изменениями, утвержденными решениями <данные изъяты> районного Совета народных депутатов, к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Муниципальный контроль на территории <данные изъяты> осуществляется администрацией <данные изъяты>, к полномочиям администрации <данные изъяты> при осуществлении муниципального контроля относятся: организация и осуществление муниципального контроля, разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля, а также иные полномочия.

Из решения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов №131 от 23.12.2010 года, установлено, что Администрация <данные изъяты> на основании п. 4 ст. 15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на 2011 год приняла на себя осуществление ряда полномочий за 16 сельских поселений и администрацию <данные изъяты>, в том числе и по решению вопросов, связанных с подготовкой и утверждением правил землепользования и застройки поселения.

Согласно статьям 25 и 37.2 Устава муниципального образования <данные изъяты> установлено, что местная администрация является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, а также, что в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации района осуществляет общее руководство деятельностью администрации района, ее структурных подразделений, разрабатывает и представляет на утверждение районного Совета структуру администрации района структуру администрации района, утверждает положения об ее структурных подразделениях, вносит на рассмотрение в <данные изъяты> районный Совет народных депутатов проекты нормативных правовых актов.

<данные изъяты> районный Совет народных депутатов в свою очередь осуществляет по представлению главы администрации <данные изъяты> утверждение структуры администрации, принимает положение об администрации <данные изъяты>.

Из имеющегося в деле протеста прокурора Почепского района №9/32-11 от 04.02.2011 года, а также решения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов №139 от 29.03.2011 года, установлено, что в связи с отменой решения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов №192 от 26.06.2007 года «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в <данные изъяты>», как в администрации <данные изъяты>, так в администрациях <данные изъяты>, пос. <данные изъяты>, в администрациях сельских поселений, отсутствуют структурные подразделения, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля.

Данный факт никем из сторон не оспаривается, как и не оспаривается тот факт, что в настоящее время собственность на земельные участкимеждупоселениями и муниципальным районом в <данные изъяты> Брянской области не разграничена.

В соответствии со ст. 72 Земельного Кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 1 Закона Брянской области от 08.11.2010 года №94-З (ред. от 04.02.2011) «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области», данный Закон разработан в целях реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного Кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области, а также регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области.

При этом согласно статье 3 указанного Закона муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования Брянской области (далее - муниципальный земельный контроль) осуществляется отраслевым структурным подразделением (органом) администрации муниципального образования Брянской области (далее - уполномоченный орган). Определение уполномоченного органа, установление его организационной структуры осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования. Сотрудники уполномоченного органа, на которых возложено осуществление муниципального земельного контроля, являются муниципальными инспекторами.

В соответствии со статьей 4 данного Закона основными задачами муниципального земельного контроля являются:

а) обеспечение соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в сфере земельных отношений, установленных муниципальными правовыми актами, на территории муниципальных образований Брянской области;

б) защита муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области использования земель;

в) принятие мер по предупреждению нарушений требований в сфере земельных отношений, установленных муниципальными правовыми актами;

г) контроль за устранением нарушений требований в сфере земельных отношений, установленных муниципальными правовыми актами;

д) привлечение общественности к выполнению мероприятий по контролю за соблюдением требований в сфере земельных отношений, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, анализ вышеуказанных правовых актов, позволяет суду сделать вывод об обоснованности, заявленных исковых требований прокурора, поскольку судом установлен факт бездействия Администрации <данные изъяты> Брянской области и <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Брянской области по осуществлению муниципального земельного контроля, так как в Администрации <данные изъяты>, на территории <данные изъяты> в целом, не организовано и не функционирует структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля, что приводит к отсутствию надлежащего контроля за использованием и охраной земель, находящихся в распоряжении муниципального района, влечет отсутствие проверки изменения качественного состояния указанных земель и ее целевого и разрешенного использования, что в свою очередь влечет за собой нарушение права муниципального образования «<данные изъяты>» и нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, закрепленные ст. 42 Конституции РФ и Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 333.17 НК РФ организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случаях, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, ….., и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или …..

Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. К данным органам относятся как Администрация <данные изъяты> Брянской области, так и <данные изъяты> районный Совет народных депутатов Брянской области.

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для организации составляет 4000 рублей (пункт 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ).

В соответствии с ч. 4 статьи 103 ГПК РФ, - в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, суд освобождает ответчиков в лице Администрации <данные изъяты> Брянской области и <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Брянской области от уплаты издержек в виде государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать необоснованным бездействие Администрации <данные изъяты> Брянской области и <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Брянской области по осуществлению муниципального земельного контроля.

Администрации <данные изъяты> Брянской области и <данные изъяты> районному Совету народных депутатов Брянской области не позднее чем в течении месяца со дня получения решения, изготовленного в окончательной форме, принять все предусмотренные Законом Брянской области от 08.11.2010 года №94-З «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области» организационные и практические меры, направленные на организацию и осуществление на территории <данные изъяты> Брянской области муниципального земельного контроля.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Почепский районный суд.

Председательствующий:                                                                       В. А. Пугачев

Решение составлено в окончательной форме 22 августа 2011 года.