по иску Суржиковой В.А. к УПФ о признании права на назначение досрочной пенсии



                                                                                                                  Дело № 2 -622 (2011)Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2011 г.                                                                                                          г. Почеп

             Почепский районный суд Брянской области в составе: судьи Дудкиной О. В., с участием сторон по делу, при секретаре Корзановой С. И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суржиковой В. А. к Управлению пенсионного фонда РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец при обращении с иском в суд ссылается на то, что, имея специальный стаж - 30 лет - для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (в городах, сельской местности и в поселках городского типа), 10 августа 2011 г. обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.

Ответчиком, по мнению истца, необоснованно отказано в досрочном назначении и выплате трудовой пенсии, не засчитавшим в трудовой стаж следующие периоды: административные отпуска с 06. 08. 1982 г. по 15. 08. 1982 г; с 27. 08. 1986 г. по 10. 09. 1986 г.; с 10. 06. 1988 г. по 21. 06. 1988 г.; отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ с 01. 11. 1999 г. по 31. 12. 2001 г. - работа в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки и <данные изъяты> на 0,5 ставки <данные изъяты> (1 год за 1 год 03 месяца), поскольку должность <данные изъяты> не предусмотрена Списками должностей и правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22. 09. 1999 г. № 1066, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, а так же, потому, что норма рабочего времени, установленной за ставку заработной <данные изъяты>, не выполнена, исходя из требований указанного постановления. Просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включив в специальный стаж выше указанные периоды; обязать ответчика досрочно назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление пенсионного фонда - 10. 08. 2011 г., так как с 18. 08. 1994 г. работала в <данные изъяты>, а с 01. 11. 2000 г. по настоящее время в должности <данные изъяты>

В судебном заседании истец требования уточнила, просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости, включив в специальный стаж,

с 01. 11. 1999 г. по 31. 10. 2000 г. работу в должности <данные изъяты> на полную ставку и <данные изъяты> на 0,5 ставки, а так же исполнение функций <данные изъяты> с 01. 12. 1999 г. <данные изъяты>1 год за 1 год 03 месяца);

с 01. 11. 2000 г. по 31. 12. 2001 г. в должности <данные изъяты>, обязать ответчика досрочно назначить трудовуюпенсию по старости с момента обращения в Управление пенсионного фонда - 10. 08. 2011 г.

    Представитель ответчика по доверенности уточненные требования по иску не признал, ссылаясь на законный и обоснованный отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу, изложенный в ответе на обращение истца, просил суд отказать в удовлетворении уточненных требований истца.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу п. п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста имеют лица, не менее 30 лет осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П отмечено, что, закрепляя в указанном выше Законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Согласно п. 2 ст. 27 указанного выше Федерального Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26. 05. 2009 года № 449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Применение которых возможно при обязательном учете реализации полномочия Правительства РФ утверждать необходимые списки и правила в связи с законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в том числе, регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, с учетом предписания ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, в силу которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, закрепившей правовые принципы на социальное обеспечение граждан РФ, в частности, правом на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда РФ от 06. 03. 2003 г. № 107 - О).

Из материалов дела видно, что истец осуществляла медицинскую деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах и сельской местности.

Установлено, что истец с 01. 09. 1994 г. зачислена в порядке перевода из здравпункта <данные изъяты> на должность <данные изъяты> на 0,5 ставки и 0,5 ставки <данные изъяты> в последствии присоединенного к <адрес> ТМО, поменявшему название на <данные изъяты> затем, на <данные изъяты> с присвоением ПТД нового названия <данные изъяты> расположенного в сельской местности - <адрес> <адрес>.

По выходу из отпуска <данные изъяты> (запись № 24 в трудовой книжке, отменяющая запись в трудовой книжке № 16), истец с 19. 08. 1998 г. осуществляла работу в должности 0,5 ставки <данные изъяты> и 0,5 ставки <данные изъяты> на основании приказа № 134 параграф 5 от 05. 11. 2003 г.

Приказом главного врача ПТД № 49 от 09. 11. 1999 г. параграфом 6 истцу разрешено совместительство должностей <данные изъяты> - 0,5 ставки и <данные изъяты> - полная ставка.

Приказом № 51 от 26. 11. 1999 г. истцу вменены в обязанности <данные изъяты> с 01. 12. 1999 г., исполняемые по 31. 10. 2000 г.

На основании приказа главного врача ПТД № 45 параграф 3 от 23. 10. 2000 г. истец переведена на должность <данные изъяты> с 01. 11. 2000 г., где работает по настоящее время (сведения из трудовой книжки и копии приказов, табеля учета рабочего времени, тарификационный список работников <адрес> по состоянию на 30. 08. 2001 г. имеются в материалах дела).

Письмом Управления пенсионного фонда РФ в Почепском муниципальном районе от 12. 08. 2011 г. на обращение истца 10. 08. 2011 г. по вопросу о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отказано в реализации данного права по причине отсутствия требуемого 30 летнего стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Ответчиком не засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период с 01. 11. 1999 г. по 31. 12. 2001 г. - работа в должности <данные изъяты> на полную ставку и <данные изъяты> на 0,5 ставки с 01. 11. 1999 г. по 31. 10. 2000 г.; исполнение обязанностей <данные изъяты>, вмененных к исполнению основных обязанностей <данные изъяты> с 01. 12. 1999 г. по 31. 10. 2000 г. <данные изъяты> (1 год за 1 год 03 месяца), так как, должность <данные изъяты> не предусмотрена Списками должностей и правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22. 09. 1999 г. № 1066, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, а так же, потому, что норма рабочего времени, установленного за ставку заработной платы <данные изъяты>, не выполнена, исходя из требований указанного постановления; а так же, работа в указанном спорном периоде в должности <данные изъяты> с 01. 11. 2000 г. по 31. 12. 2001 г.

Согласно Постановления Государственного Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25. 10. 1974 г. № 298/П - 22, Постановления Правительства РФ от 14. 02. 2003 г. № 101, утвердившего перечень должностей и специальностей медицинских работников (врачи, средний и младший персонал), работа в противотуберкулезном диспансере, дает право на сокращенную 30 часовую рабочую неделю, то есть, на сокращенный рабочий день.

          Работа истца в должности <данные изъяты> в спорный период - с 01. 11. 2000 г. по 31. 12. 2001 г. подтверждена записью, выполненной в трудовой книжке истца, на основании приказа главного врача ПТД № 45 параграф 3 от 23. 10. 2000 г., которым истец переведена на должность <данные изъяты>, расположенной в сельской местности - <адрес>, с 01. 11. 2000 г., где работает по настоящее время, табелями учета использования рабочего времени за ноябрь - декабрь 2000 года и январь - декабрь 2001 г., тарификационным списком работников <адрес>, к которому в спорный по иску период, был присоединен противотуберкулезный диспансер (в деле имеются).

Исполняемая должность истцом в указанный период - <данные изъяты>, предусмотрена Списком должностей и учреждений (больниц всех наименований), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26. 05. 2009 года № 449), а так же, действовавшим на период исполнения истцом указанных обязанностей, Списком должностей..., утвержденным Постановлением Правительства РФ 22. 09. 1999 г. № 1066.

          Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлениям Правительства РФ № 781, отменившим ранее действующее Постановление РФ № 1066, среднему медицинскому персоналу, работавшему как в сельской местности или поселке городского типа, так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге лет не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа, засчитывается за один год 3 (три) месяца.

Таким образом, спорный период с 01. 11. 2000 г. по 31. 12. 2001 г. - 01 год 02 месяца подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что по выше указанным правилам зачета, равно 01 год 05 месяцев.

Установлено так же, что утвержденные Списки должностей…., не предусматривают в своем перечне должность медицинской сестры диетпитания, ни на момент действия спорного периода, ни на момент рассмотрения дела. При указанных обстоятельствах, не подлежит зачету в специальный стаж истца работа в должности <данные изъяты>.

Вместе с тем, ранее действовавшим на момент спорного периода с 01. 11. 1999 г. по 31. 10. 2000 г., Списком работ, должностей…., утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1066 от 01. 11. 1999 г., действующим на день рассмотрения дела, Списком…, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29. 10. 2002 г., предусмотрена должность, исполняемая в больницах всех типов, <данные изъяты>, исполняемая истцом с 01. 12. 1999 г. в течение полного рабочего времени наряду с должностью <данные изъяты> исполняемой истцом в объеме 05 ставки по совместительству с должностью <данные изъяты> с 01. 11. 1999 г. по 31. 10. 2000 г.

Упомянутый период работы истца в ПТД относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Конституция Российской Федерации закрепила принципы правовой справедливости и равенства, основывающих осуществление прав и свобод человека и гражданина как в правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, в частности, пенсионное обеспечение в ст. 1, 2, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55, предполагающих по своему смыслу правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Что закреплено п.4 ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Конституционно - правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, исключающим иное другое ее толкование в правоприменительной практики.

В указанный выше период работы истца действовал Список должностей и правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства № 1066 от 22. 09. 1999 г., согласно которых среднему медицинскому персоналу, работавшему как в сельской местности или поселке городского типа, так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге лет не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа, засчитывается за один год 3 (три) месяца.

Согласно вышеуказанных правил, в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа среднего медицинского персонала, в частности, в учреждениях здравоохранения, независимо от ведомственной подчиненности.

Исполнение истцом указанных должностей - <данные изъяты> в течение целого рабочего дня с 01. 12. 1999 г. по 31. 10. 2000 г. наряду с обязанностями <данные изъяты> на 0,5 ставки в спорный период, подтверждено записью в трудовой книжке, приказами главного врача ПТД № 49 от 09. 11. 1999 г. и № 51 от 26. 11. 1999 г., табелями учета использования рабочего времени с шести часовым (сокращенным) рабочим днем.

В силу действующих на день рассмотрения дела, правил исчисления периодов работы…., утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29. 10. 2002 г. (п.4), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с первого ноября 1999 г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной работы или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Таким образом, спорный период работы истца, выполняющей обязанности <данные изъяты> в течение всего сокращенного рабочего дня с 01. 12. 1999 г. по 31. 10. 2000 г. и <данные изъяты> с 01. 11. 1999 г. по 31. 10. 2000 г. - 01 год в результате суммирования объема работы в этих должностях, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что по вышеуказанным правилам зачета, равно: 01 год 03 месяца.

Из представленного в материалы дела ответа Управления пенсионного фонда в Почепском муниципальном районе, истцу бесспорно засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на 10. 08. 2011 г. 26 лет 09 месяцев 17 дней. С учетом подлежащего зачету в специальный стаж, спорного периода работы истца, специальный стаж на 10. 08. 2011 г. составит 29 лет 07 месяцев 17 дней.

Таким образом, 30 лет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, будет выработано истцом 23. 12. 2011 г.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на таковую. При указанных обстоятельствах, право у истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникнет 24. 12. 2011 г.

В связи с чем, не подлежит удовлетворению требование истца в части обязании ответчика досрочно назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения к нему 10. 08. 2011 г., поскольку на указанную дату у истца такого права не возникло.

С учетом анализа представленных и исследованных в судебном заседании доказательств суд находит отказ Управления Пенсионного фонда о включении выше указанного периода в специальный стаж истца неправомерным. Считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда зачесть в специальный стаж истца спорный период для последующего назначения Суржиковой В. А. досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения такого права.

На основании изложенного, уточненные исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Уточненные требования истца удовлетворить частично.

Отказ Управления пенсионного фонда РФ в Почепском муниципальном районе в зачете в специальный стаж Суржиковой В. А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы с 01. 11. 1999 г. по 31. 12. 2001 г. - в должности <данные изъяты> с 01. 12. 1999 г. по 31. 10. 2000 г., <данные изъяты> с 01. 11. 1999 г. по 31. 10. 2000 г. и в должности <данные изъяты> с 01. 11. 2000 г. по 31. 12. 2001 г. ПТД - 02 года 08 месяцев,признать необоснованным.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области зачесть Суржиковой В. А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 01. 11. 1999 г. по 31. 12. 2001 г. в должности <данные изъяты> 01. 12. 1999 г. по 31. 10. 2000 г., <данные изъяты> с 01. 11. 1999 г. по 31. 10. 2000 г. и в должности <данные изъяты> с 01. 11. 2000 г. по 31. 12. 2001 г. ПТД - 02 года 08 месяцев, что на день обращения истца 10. 08. 2011 г. составит 29 лет 07 месяцев 17 дней.

Отказать Суржиковой В. А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 10. 08. 2011 г., в связи с отсутствием права на назначение таковой на день обращения в Управление пенсионного фонда в Почепском муниципальном районе.

Отказать Суржиковой В. А. в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы в должности медицинской сестры диетического питания Почепского ПТД.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение десяти суток с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Почепского районного суда Брянской области                                        О. В. Дудкина