решение по иску прокурора к Бакланской сельской администрации.



Дело № 2-675/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Почеп                                                                                                             25 ноября 2011 года

Почепский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Нитягова Р. А.,

с участием помощника прокурора Почепского района Брянской области Коберника М. О.,

при секретаре Дуплицкой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Почепского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий, указывая, что в нарушение п.107 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации за имеющейся на территории <данные изъяты> (<адрес> мотопомпой не закреплён моторист, прошедший специальную подготовку, не определён порядок доставки пожарной мотопомпы к месту пожара. В нарушение требований п.90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, естественные источники водоснабжения не имеют обозначений (у гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с нанесёнными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. В нарушение п.95 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, водонапорные башни, находящиеся на балансе <данные изъяты>, не оборудованы для целей отбора воды пожарной техникой.

Таким образом, первичные меры пожарной безопасности, являющиеся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения, администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» Почепского района Брянской области не выполнены.

Несоблюдение первичных мер пожарной безопасности свидетельствует о не выполнении администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» Почепского района Брянской области на территории поселения всех предусмотренных законом противопожарных мероприятий, что в случае возникновения пожара, препятствует предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара и других чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия поджара, не позволит своевременно его ликвидировать и предотвратить причинение вреда окружающей природной среде и животному миру.

Сложившаяся ситуация создает потенциальную угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, уничтожению государственного, муниципального и личного имущества в результате возникшего пожара, поскольку препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей, леса и имущество опасных факторов пожара и реализации одной из важнейших функций государства - обеспечения пожарной безопасности, о чём говорится в преамбуле и ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности».

Таким образом, просил суд обязать ответчика (<данные изъяты>) закрепить за имеющейся на территории <данные изъяты> мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку, определить и отработать порядок доставки пожарной мотопомпы к месту пожара, установить обозначения и указатели указанных естественных источников водоснабжения в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности Российской Федерации, оборудовать водонапорные башни, находящиеся на балансе <данные изъяты>, для целей отбора воды пожарной техникой.

В судебном заседании представитель прокуратуры Почепского района Брянской области Коберник М. О. уточнил и поддержал вышеизложенные исковые требования, просив суд обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Почепского района Брянской области в срок до 15.03.12 года: закрепить за имеющейся на территории <данные изъяты> мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку, определить и отработать порядок доставки пожарной мотопомпы к месту пожара, установить обозначения и указатели указанных естественных источников водоснабжения в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности Российской Федерации, в срок до 01.04.12 года оборудовать водонапорные башни, находящиеся на балансе <данные изъяты>, для целей отбора воды пожарной техникой. При этом указал, что имеющиеся нарушения правил и норм пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц.

Представитель третьего лица (компетентное должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями) - <данные изъяты> по Почепскому району ГУ МЧС России по Брянской области, своевременно уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, надлежащих сведений об уважительных причинах неявки суду не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. При таких обстоятельствах, с учетом мнения участвовавших в судебном процессе лиц, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица - <данные изъяты> по Почепскому району ГУ МЧС России по Брянской области.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Почепского района Брянской области Сидоренко Е. А. иск признала в полном объеме, указав на то, что требования прокурора соответствуют закону, а срок, до которого предложено устранить выявленные нарушения в области противопожарной безопасности, является разумным и достаточным (с учетом возможности формирования бюджета поселения и внесения в него соответствующей сметы расходов на следующий год).

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно уставу «<данные изъяты>» Почепского района Брянской области, одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

Как следует из справки <данные изъяты> Почепского района Брянской области, по состоянию на 01 января 2011 года на территории <данные изъяты> расположено 19 населённых пунктов и 959 хозяйств. Количество постоянно проживающего населения на территории поселения составляет 2242 человека.

В соответствии со справкой от 26 сентября 2011 года, выданной <данные изъяты> Почепского района Брянской области, на балансе МКП «<данные изъяты>» находится 9 водонапорных башен, которые в исправном состоянии. При этом, как указано в справке, данные башни не оборудованы приспособлениями для забора воды пожарной машиной в любое время года. На территории МКП имеется 1 мотопомпа и 3 ранцевых огнетушителя.

В акте проведения проверки исполнения органами местного самоуправления противопожарных мероприятий от 23 сентября 2011 года, проводимой прокуратурой Почепского района Брянской области совместно с привлечением специалистов - инспекторов <данные изъяты> по Почепскому району ГУ МЧС России по Брянской области, зафиксированы нарушения требований Правил пожарной безопасности РФ, допущенные муниципальным образованием «<данные изъяты>» Почепского района Брянской области, связанные с реализацией первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (далее - Правила пожарной безопасности в РФ), Правила пожарной безопасности в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Как следует из абзаца 1 п.31 Правил пожарной безопасности РФ, сельские населённые пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Согласно п.107 Правил пожарной безопасности РФ, за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплён моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.

Абзацем 1 п.95 Правил пожарной безопасности РФ установлено, что водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Пункт 90 Правил пожарной безопасности РФ предусматривает, что у гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии со ст.19 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ «О пожарной безопасности»), п.11 Правил пожарной безопасности РФ - органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности на соответствующих территориях.

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов муниципального образования.

Согласно ст.1 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» - первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

На основании ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно п.1 ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 - граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий
труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и
реализацией доброкачественных продуктов     питания,     а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Как установлено абзацем 1 ч.1 ст.18 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») - граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья, имущества в случае пожара и иных чрезвычайных ситуаций.

Право на защиту в чрезвычайных ситуациях может рассматриваться как производное от прав на жизнь, на здоровье, на собственность, на благоприятную окружающую среду и состоящее из особенностей реализации этих прав в экстремальных ситуациях природных или техногенных аварий и катастроф.

Пункт«а» ч.2 ст.11 этого же закона устанавливает обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Отсутствие вышеперечисленных первичных мер пожарной безопасности в пункте их сосредоточения у ответчика - муниципального образования «<данные изъяты>» действительно препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей, государственное, муниципальное и личное имущество опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара.

При таких обстоятельствах у суда имеются все основания к понуждению администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Почепского района Брянской области к выполнению в полном объёме комплекса мер, направленных на устранение нарушений норм и правил пожарной безопасности, соблюдению правил пожарной безопасности на территории поселения. Обязанность их выполнения регламентирована вышеприведёнными нормами закона.

Указанные мероприятия должны быть выполнены ответчиком в разумный срок.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Почепского района Брянской области в срок до 15.03.12 года:

- закрепить за имеющейся на территории <данные изъяты> мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку,

- определить и отработать порядок доставки пожарной мотопомпы к месту пожара,

- установить обозначения и указатели естественных источников водоснабжения в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности Российской Федерации;

а в срок до 01.04.12 года - оборудовать водонапорные башни, находящиеся на балансе <данные изъяты>, для целей отбора воды пожарной техникой.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                                       Р. А. Нитягов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200