решение по иску Брянского природоохранного прокурора



Дело № 2-746\2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Почеп                                                                                                                       21 декабря 2011 год

Почепский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Разнатовской И.А., при секретаре Приходько Н.А., с участием истца помощника Брянского природоохранного прокурора Бойкачева М.С., ответчика представителя <адрес> Голанова В.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей <адрес> Почепского муниципального района <адрес> к администрации <адрес> Почепского муниципального района <адрес> об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории Валуецкого сельского поселения,

у с т а н о в и л:

Брянский природоохранный прокурор <адрес> обратился в суд с иском, в котором указал, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов контролирующих санитарных и природоохранных органов проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> числится 7 населенных пунктов, в которых проживает более 900 человек. На протяжении длительного времени, в помещениях используемых государственными, муниципальными предприятиями, а также юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, расположенными на территории <адрес> используются для освещения помещений ртутьсодержащие лампы. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится совместно с другими видами отходов. Допускается самостоятельное транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп. Эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и другим гражданам. Органы местного самоуправления - <адрес> Почепского муниципального района <адрес> не принимает мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, образующих в населенных пунктах поселения. До настоящего времени, ответчиком, в установленном законом порядке, не организован в соответствии с природоохранным и санитарно - эпидемиологическим законодательством сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Валуецкого сельского поселения Почепского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Бойкачев М.С., исковые требования поддержал, просил суд обязать администрацию <адрес> Почепского муниципального района <адрес> организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, заключить договор на утилизацию ртутьсодержащих ламп и информировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Представитель ответчика <адрес> Почепского муниципального района <адрес> Голанов В.И. исковые требования признала в полном объеме и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ФИО6» заключен договор на утилизацию отходов производства и потребления.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 1, 3 и 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства - остатки сырья, материалов и иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также продукция, утратившая свои потребительские свойства.

Отходы производства подлежат обеззараживанию и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Запрещается:

сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьями 7 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ 3 сентября 2010 года №681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

П. 8 указанных правил установлено, что органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Статьями 8, 14 и 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В нарушение вышеперечисленных требований природоохранного и санитарного законодательства сбор ртутьсодержащих ламп на территории <адрес> Почепского муниципального района Брянской области не организован.

Данное обстоятельство подтверждается следующими документами:

- информацией Управления Росприроднадзора по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ;

- информацией ООО «ФИО7» от ДД.ММ.ГГГГ;

- справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено то, что отработанные люминесцентные лампы относятся к опасным отходам. Каждая лампа содержит 3-5 мг. ртути, находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. При повреждении колбы лампы освобождаются пары ртути, которая относится к первому классу опасности и при вдыхании может вызвать отравление с поражением нервной системы, почек и печени. Поступление паров ртути в атмосферный воздух и ее осаждение в осадки в почву и воду приводит к образованию растворимой в воде более токсичной метилртути.

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами….» сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течении определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Отсутствие организации со стороны Валуецкого сельского поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп образующих в населенных пунктах способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. При этом, человек подвергается как прямому влиянию вредных веществ, так и непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Поскольку нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства создает постоянную опасность для здоровья населения, проживающего на территории поселения этим нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья, предусмотренные ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу из нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

      Статьей 76 Закона РФ «Об охране окружающей среды» определено, что споры в области охраны окружающей среды рассматриваются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Статьями 254 и 255 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. К бездействию органов местного самоуправлению, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия), в результате которых нарушены права граждан.

Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурором защищаются личные неимущественные права граждан, т.е. интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц - граждан РФ, количество которых установить не возможно.

Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - жителей <адрес> Почепского муниципального района <адрес>, а также лиц, временно пребывающих на территории указанного поселения.

    Интересы неопределенного круга лиц - жителей <адрес> Почепского муниципального района <адрес> и других граждан заключаются в том, что они имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают какого - либо негативного воздействия на человека.

Исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, земельных, жилищных, экологических правоотношений в силу ст.22 ГПК РФ рассматриваются судами общей юрисдикции.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявленных Брянским природоохранным прокурором <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать администрацию <адрес> Почепского муниципального района <адрес> организовать на территории поселения сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий -                                                                И.А. Разнатовская