Дело № 2-660\2011 год Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и г. Почеп 03 ноября 2011 года Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Разнатовской И. А., при секретаре Приходько Н. А., с участием истца Протченко С. Г., ответчика представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе по доверенности Ильиненко М. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Протченко С. Г. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области на отказ в назначении досрочной трудовой пенсии, у с т а н о в и л: Протченко С. Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Почепском муниципальном районе <адрес> (далее - Управление Пенсионного фонда) необоснованно отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья, не засчитав в специальный стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая <адрес> медицинским пунктом ФИО8; ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ - нахождение на больничном листе по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующая <адрес> фельдшерским пунктом <адрес> ТМО; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на больничном листе по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая Бельковским фельдшерским пунктом ТМО; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая <адрес> фельдшерским пунктом ФИО8; периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации. Считает действия Управления Пенсионного фонда неправомерными и просит обязать ответчика включить данные периоды в специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения, но не ранее возникновения права на назначение пенсии. В судебном заседании Протченко С. Г. поддержала свои требования, просила суд обязать Управление Пенсионного фонда засчитать в стаж, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая <адрес> медицинским пунктом ФИО8; ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ - нахождение на больничном листе по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующая Бельковским фельдшерским пунктом <адрес> ТМО; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на больничном листе по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая <адрес> фельдшерским пунктом ТМО; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая <адрес> фельдшерским пунктом ФИО8; периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента возникновения такого права. Также просила суд обязать Управление пенсионного фонда исчислять ее трудовой стаж в соответствии с п. 5 п.п. «а» «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Управления Пенсионного фонда по доверенности Ильиненко М. Ю. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении исковых требований Протченко С. Г. по основаниям, изложенным в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Управлении Пенсионного фонда РФ в Почепском муниципальном районе № от ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения… не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно решению Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в ГУ Управлении Пенсионного фонда РФ в Почепском муниципальном районе Протченко Д. В. отказано в назначении трудовой пенсии по возрасту из-за отсутствия требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья. В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно приказов № от ДД.ММ.ГГГГ по ФИО8 №\к от ДД.ММ.ГГГГ по ФИО13, № от ДД.ММ.ГГГГ по ФИО14 Протченко Д. В., заведующая-фельдшер <адрес> фельдшерским акушерским пунктом, командирована в <адрес> в <адрес> базовый медицинский колледж на курсы повышения квалификации по циклам «Охрана здоровья детей и подростков» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; «Розничная торговля лекарственными препаратами» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; «Охрана здоровья сельского населения» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании ей выданы свидетельства о повышении квалификации. Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для данной категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Таким образом, из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения ФИО6 на курсах подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч.2 ст.39 Конституции РФ устанавливаются законом. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не предусматривает такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими лечебную и иную деятельность по охране здоровья. Не применение вышеуказанных норм создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо согласно требованиям ст.19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение, что в свою очередь не соответствует требованиям ч.1 ст.39 Конституции РФ. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение. По смыслу ч.2 ст.39 Конституции РФ основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях. В силу ч.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). В силу ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 12 марта 1992 года), действующей в момент предоставления истице отпусков по уходу за ребенком, таковой отпуск засчитывался в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении пенсии на льготных условиях. Законом РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» внесены дополнения в ст.167 КЗоТ РСФСР, исключающие отпуск по уходу за ребенком из стажа работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данные изменения вступили в силу с 06 октября 1992 года. Согласно пункта 21 Разъяснений Минтруда РФ № от 22 мая 1996 года (с изменениями от 01 ноября 1999 года) «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда РФ № от 22 мая 1999 года в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». С момента вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации 01 февраля 2002 года при назначении пенсии на льготных условиях отпуска по уходу за ребенком не засчитываются в стаж работы по специальности (статья 256). Однако распространение данной нормы на правоотношения, возникшие до введения в действие Трудового кодекса РФ 01 февраля 2002 года законодателем не предусмотрено. Таким образом, к подсчету специального трудового стажа к периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ должны применяться правила статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 12 марта 1992 года). Применение правил статьи 256 ТК РФ в этом случае будет являться умалением конституционных прав и свобод заявителя, нарушением ст.ст.54 и 55 Конституции РФ. Кроме того, в силу п.п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж, то есть суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, учитываемую при определении права на трудовую пенсию, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Довод Управления Пенсионного фонда об исключении периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ № от 11 июля 2002 года, суд признает обоснованным. Согласно пункту 5 вышеуказанных Правил, «периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные». Протченко С.Г. в силу статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», как работающая по трудовому договору, относиться к застрахованным лицам, то есть к лицам, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование. Согласно порядку исчисления специального трудового стажа, на который указывает вышеприведенная норма статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался, если данный отпуск предоставлялся до ДД.ММ.ГГГГ (статья 167 КЗОТ РСФСР). Протченко С. Г. находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на больничном листе по беременности и родам; в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно акту по результатам документальной проверки сведений о трудовом стаже застрахованного лица. В связи с этим Управление Пенсионного фонда правомерно исключило период нахождения Протченко С. Г. на больничном листе по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком, поскольку данный больничный и отпуск предоставлялись ей после ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, отказ Управления пенсионного фонда включить в стаж дающей право на досрочное назначение Протченко С. Г. трудовой пенсии периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд признает необоснованным, поскольку в указанные периоды Протченко С. Г. находилась на больничном листе по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком, что в силу вышеназванного закона порождает у нее право на включение данного периода в стаж дающий право досрочную трудовую пенсию. Из вышеуказанного решения и пояснений представителя Управления пенсионного фонда в судебном заседании, следует, что Управление пенсионного фонда не может засчитать в стаж Протченко С. Г. периоды ее работы в должности заведующей Бельковским фельдшерским пунктом, так как не доказано, что Протченко С. Г. в эти периоды занималась лечебной деятельностью в Бельковском медицинском пункте. Вопреки доводам Управления пенсионного фонда Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не ставит обязательным условием назначение досрочной трудовой пенсии - осуществление лечебной деятельностью. В законе говориться об осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Истцу достаточно подтвердить работу на определенных законодателем должностях и в соответствующих медицинских учреждениях. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №, работа в качестве фельдшера, а также заведующей фельдшерским акушерским пунктом и медицинским пунктом (фельдшером) включается в стаж для назначения указанной пенсии (раздел «Наименование должностей» Списка). Из трудовой книжки, расчетно-платежных ведомостей, карточек-справок об оплате следует, что в периоды работы истца заведующей фельдшерским пунктом <адрес>, она исполняла обязанности фельдшера. Это подтверждается тем, что в спорные периоды работы истцу периодически устанавливались категории и разряды по специальности как фельдшеру. В указанных документах должность Протченко С.Г. указана как фельдшер к которой она получала доплату за заведование пунктом в размере 10 рублей. Согласно Положения о заведующем фельдшерским акушерским пунктом - фельдшере, на должность заведующего фельдшерским акушерским пунктом назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшер или фельшер-акушер и заведующий ФАПом обязан осуществлять различную леченую и иную деятельность по охране здоровья населения, указанную в данном положении. Суд также не соглашается с доводом Управления Пенсионного фонда о не включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Протченко С.Г. по следующим основаниям. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 была переименована в территориально-медицинское учреждение (ТМО), а приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Почепское ТМО переименовано в ФИО16 на основании постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке Протченко С. Г.. Из Временного Положения и Уставов ТМО усматривается, что данное объединение является организованным в одно учреждение здравоохранения подразделений учреждений здравоохранения на принципах хозрасчета, и что это объединение создано на базе центральной районной больницы, которая является одним из структурных подразделений образованного ТМО. В силу п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об учреждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы на общих основаниях засчитывается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориально-медицинских учреждений. При этом у суда не вызывает сомнения тот факт, что Почепская центральная районная больница является лечебно-профилактическим структурным подразделением ТМО. В силу ч.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. При установленных в судебном заседании обстоятельствах и в силу норм вышеназванного Закона суд приходит к выводу о включении в специальный трудовой стаж Протченко С.Г. неучтенных периодов при назначении досрочной трудовой пенсии, кроме периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать за Протченко С. Г. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Обязать Управления Пенсионного фонда в Почепском районе Брянской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии Протченко С. Г., периодов её работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая <адрес> медицинским пунктом ФИО17; ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ - нахождение на больничном листе по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующая <адрес> фельдшерским пунктом <адрес> ТМО; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая <адрес> фельдшерским пунктом ТМО; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая <адрес> фельдшерским пунктом ФИО18; периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента возникновения такого права. Обязать Управления Пенсионного фонда в Почепском районе Брянской области назначить Протченко С. Г. досрочную трудовую пенсию по старости, как имеющей стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения в Управление Пенсионного фонда в Почепском муниципальном районе Брянской области, но не ранее возникновения такого права. В остальной части исковых требований Протченко С. Г. отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение десяти дней через Почепский районный суд Брянской области. Председательствующий - И. А. Разнатовская Мотивированное решение суда изготовлено 08 ноября 2011 года.