решение по иску прокурора к администрации по теплатрассам ул. Хаботько



Дело № 2-30\2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Почеп 18 марта 2011 год

Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Брянской области Разнатовской И. А., при секретаре Приходько Н. А., с участием истца прокурора Почепского района Поденок А. С., ответчика представителя администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по доверенности Кудря А. Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Почепского района к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий (обязать обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - подземной теплотрассы, расположенной по адресу г. Почеп ул. Хаботько),

у с т а н о в и л.

В ходе проверки проведенной прокуратурой Почепского района исполнения законодательства, регулирующего порядок электроснабжения физических и юридических лиц Почепского района, установлено, что на территории г. Почепа по от котельной № «<данные изъяты>» до дома № по ул. Хаботько г. Почепа расположены бесхозяйные тепловые сети в двухтрубном исчислении протяженностью 390 метров (горячее водоснабжение). Указанный объект теплоснабжения не имеет собственника, в реестр муниципальной собственности не внесен, в связи с чем мероприятия по поддержанию данного объекта недвижимости в безопасном состоянии для жизни людей, окружающей среды и имущества, в том числе и работы по предотвращению аварий на объектах энергетики не осуществляются, регулярные обследования не проводятся, контроль за техническим состоянием тепловой сети и ее сохранности не обеспечивается, что может повлечь аварию на объекте теплоснабжения и возникновение чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании истец прокурор Почепского района Поденок А. С. исковые требования поддержал, просил суд обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» обратиться в Почепский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - надземной теплотрассы от котельной № «<данные изъяты>» до дома № по ул. Хаботько г. Почепа в двухтрубном исчислении протяженностью 390 метров.

Ответчик представитель администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по доверенности Кудря А. Е. иск не признал, суду пояснил. Указанная теплотрасса была построена в течении 2003-2004 гг за счет средств федерального бюджета во исполнение программы «<данные изъяты>». Собственником данной теплотрассы от котельной № «<данные изъяты>» до дома № по ул. Хаботько г. Почепа является ОАО «<данные изъяты>», которое по тепловой сети передает тепловую энергию, теплоносителя от источника тепловой энергии до теплопотребляющих установок, тем самым обеспечивает потребителей тепловой энергии, теплоносителем, в том числе поддержанием мощности. Кроме того, ОАО «<данные изъяты>» является единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, которое устанавливает тарифы и взимает плату по поданную тепловую энергию. Просил в иске отказать.

3 лицо представитель ОАО «<данные изъяты>» по доверенности Петухов Н. Н. иск признал, суду пояснил. ОАО «<данные изъяты>» арендует тепловую сеть в г. Почепе у ГУП «<данные изъяты>», но ее собственником не является. Тепловая энергия подается от котельной № «<данные изъяты>» до дома № по ул. Хаботько г. Почепа, тепловая сеть протяженностью 390 метров, собственника не имеет, в реестр муниципальной собственности не внесена. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.06.2010 года администрация муниципального образования обязана поставить на учет бесхозяйный объект недвижимости.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду письменные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на территории г. Почепа от котельной № «<данные изъяты>» от дома № по ул. Хаботько г. Почепа, расположены бесхозяйные тепловые сети в двухтрубном исчислении протяженностью 390 метров. Указанный объект теплоснабжения не имеет собственника, в реестр муниципальной собственности не внесен, в связи с чем мероприятия по поддержанию данного объекта недвижимости в безопасном состоянии для жизни людей, окружающей среды и имущества, в том числе и работы по предотвращению аварий на объектах энергетики не осуществляются, регулярные обследования не проводятся, контроль за техническим состоянием тепловой сети и ее сохранности не обеспечивается, что может повлечь аварию на объекте теплоснабжения и возникновение чрезвычайной ситуации.

ОАО «<данные изъяты>» является сетевой организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии на территории г. Брянска и Брянской области. Для этих целей Общество арендует необходимое имущество.

Согласно письма Управления имущественных отношений Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ надземная теплотрасса, расположенная по адресу г. Почеп Брянской области, ул. Хаботько в реестре государственного имущества Брянской области не значится.

Согласно письма директора Департамента топливно-энергитического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области ГУП «<данные изъяты>» готово принять теплотрассы в г. Почепе общей протяженностью 941 м на баланс после передачи в областную собственность в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 374 от 13.06.2006 года «О перечне документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Согласно письма заместителя начальника Почепского участка Трубчевского СП ОАО «<данные изъяты>» при сдаче в эксплуатацию в 2003 году жилого дома № по переулку 5-му Стародубскому г. Почепа и подключении к нему горячего водоснабжения от котельной № «<данные изъяты>» теплотрасса горячего водоснабжения до дома № по ул. Хаботько на баланс ГУП «<данные изъяты>» не передавалась и в настоящее время на балансе ГУП «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» не состоит.

Согласно письма ГУП Брянской области «<данные изъяты>» теплотрассы г. Почепа находятся в хозяйственном ведении ГУП Брянской области «<данные изъяты>».

К вопросам местного значения, в соответствии со статьей 14 частью 1 пункта 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения поселения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Согласно ст. статьи 15 части 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйственные тепловые сети в течении тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Представитель ответчика администрации «<данные изъяты>» Кудря А. Е. суду пояснил, что администрацией «<данные изъяты>» теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей до настоящего времени не определила. Акт обследования бесхозяйных теплотрасс в г. Почепе был составлен 19.07.2010 года.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п.п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимый вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства РФ 17.09.2003 года № 580: принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно представленного истцом суду Списка теплотрасс, котельных, находящихся в аренде тепловые сети от котельной № «<данные изъяты>» (подземная, наземная) проходящие по ул. Хаботько г. Почепа находятся в аренде ОАО «<данные изъяты>», которые переданы от ГУП Брянской области «<данные изъяты>».

Представитель ОАО «<данные изъяты>» в суде пояснил, что договор аренды спорных тепловых сетей государственную регистрацию не проходил.

Суду также представлена схема подключения тепловых сетей от котельной № «<данные изъяты>» из которой следует, что линией балансового разграничения является дом № по ул. Хаботько г. Почепа до которого тепловая энергия подается в дом № в 2-х трубном исчислении длиной 390 метров.

В силу статьи 3 части 1 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» под концессионным соглашением понимаются взаимные обязательства сторон по созданию или реконструкции объекта концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать другой стороне, и осуществлению деятельности по использованию объекта концессионного соглашения со стороны концессионера. Объектом концессионного соглашения называется недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а предметом - взаимные права и обязанности сторон концессионного соглашения.

Согласно ст. 134 ГК РФ, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки по поводу сложной вещи распространяются на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Концессионное соглашение является самостоятельным видом договоров, не связанным с коммерческой концессией, в котором содержатся элементы различных договоров.

Концессионное соглашение является консенсуальным (считается заключенным с момента достижения соглашения между ее участниками), взаимным (как концедент, так и концессионер имеют права и несут обязанности, предусмотренные законом и договором), возмездным (каждая из сторон получает материальную выгоду или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей от другой стороны) договором.

Согласно статьи 656 ГК РФ в отношении объектов концессионного соглашения в качестве предприятия могут выступать …, системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, …

Статья 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» устанавливает, что к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона или существа концессионного соглашения.

Согласно статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из ГК РФ и иных федеральных законов, принятых в соответствии с ним. Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, органов исполнительной власти) могут регулировать гражданские правоотношения, но не являются гражданским законодательством.

Таким образом, Закон и само концессионное соглашение имеют приоритет над нормами гражданского законодательства в регулируемой сфере деятельности, так как концессионное соглашение не является в чистом виде гражданско-правовым договором, а также содержит элементы публично-правового регулирования.

Федеральным законом от 02.07.2010 года № 152-ФЗ в статью 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», внесены изменения, касающиеся возможности передачи по концессионному соглашению имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения унитарным государственным и муниципальным предприятиям. К такому имуществу относятся системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства. На момент заключения концессионного соглашения такие объекты могут находиться в праве хозяйственного ведения.

Согласно части 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Согласно части 1 статьи 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Таким образом, в силу статьи 4 части 1 пункта 11 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, …, которые могут принадлежать государственным или муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения. В соответствии с этим унитарные предприятия, имущество которых является объектом заключаемого концессионного соглашения, наделяются определенными правами (концедентом будет являться собственник имущества - государство либо муниципальное образование, в данном случаи администрация муниципального образования «<данные изъяты>»), которая может осуществлять отдельные полномочия по передаче объекта концессионного соглашения, передавать концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, подписывать соответствующие акты приема-передачи.

При этом суд учитывает, что предшествующие обращению в Росреестр работы напрямую связаны с составлением сметы, заказа, непосредственного выполнения работ, а также климатических условий и обязывает выполнить указанные работы в срок до 01.11.2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л.

Иск прокурора Почепского района Брянской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» в срок до 01.11.2011 года обратиться в Почепский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - надземной теплотрассы от котельной № «<данные изъяты>» до дома № по ул. Хаботько г. Почепа в двухтрубном исчислении протяженностью 390 метров.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение 10 дней.

Председательствующий - И. А. Разнатовская

Полный текст решения суда изготовлен 25 марта 2011 года