дело №2-200/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации п. Плюсса 12 декабря 2011 г. Плюсский районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Ищенко М.Ю., при секретаре Килейниковой Н.Л. с участием помощника прокурора Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры Валуевой Н.Н., представителей ответчиков - Администрации сельского поселения «Плюсская волость» Шабазгириева Б.Р., Администрации городского поселения «Плюсса» Григорьевой Н.Н., Администрации Плюсского района Алексеевой М.В. рассмотрел гражданское дело по иску Псковского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на СП «Плюсская волость» и ГП «Плюсса» обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствие с санитарными нормами и правилами, а так же в возложении на Администрацию Плюсского района обязанности организовать утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, вывозимых с территории указанных муниципальных образований УСТАНОВИЛ: Псковский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации городского поселения «Плюсса» в котором просил обязать Администрацию поселения в срок до (…) года организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствие с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные Правила содержания населенных пунктов». В этом же иске прокурор просил обязать Администрацию Плюсского района в срок до (…) года организовать утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования сельское поселение «Плюсская волость». Данное исковое заявление было принято судом к производству и возбуждено гражданское дело №2-200/11. С аналогичными требованиями Псковский межрайонный природоохранный прокурор обратился и к Администрации сельского поселения «Плюсская волость» и соответственно Администрации Плюсского района в части утилизации и переработки мусора вывозимого с территории сельского поселения. Исковое заявление так же было принято судом к производству и возбуждено гражданское дело 2-201/11. На основании определения Плюсского районного суда, принятого в соответствие с ч.4 ст.151 ГПК РФ, указанные дела были соединены в одно производство, поскольку заявленные требования фактически идентичны, а их совместное рассмотрение будет способствовать их более быстрому и правильному разрешению. В судебном заседании помощник прокурора Валуева Н.Н. исковые требования поддержала и в их обоснование пояснила, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и установлено, что на территории сельского поселения «Плюсская волость» и городского поселения «Плюсса» отсутствует необходимое количество контейнерных площадок для сбора мусора, не организован их вывоз в соответствие с нормами накопления и хранения, не согласован график их вывоза с органами Роспотребнадзора. Аналогичные нарушения, по мнению прокурора, имеются и в деятельности Администрации сельского поселения «Плюсская волость». В отношении требований к Администрации Плюсского района Валуева Н.Н. пояснила, что твердые бытовые отходы с территории указанного сельского и городского поселений вывозятся МП «Ж.» на территорию разрешенной свалки. При этом МП не имеет лицензии на осуществление данного вида деятельности, а сам полигон ТБО не соответствует требованиям СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения ТБО», в частности не проведены геологические и гидрологические изыскания, не разработан проект нормативов и лимитов на размещение отходов; не соблюдается цикл изоляции отходов, на выезде отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка, территория свалки не огорожена и, не разбита на карты, уплотнение и окончательная изоляция слоя ТБО не осуществляется, производственный контроль не обеспечен. Представитель ГП «Плюсса» Григорьева Н.Н. иск не признала, но при этом не оспаривала несоблюдение Администрацией поселения требования Санитарных Правил и Норм в части сбора и вывоза ТБО. В частности она пояснила, что в п.Плюсса имеется несколько существующих контейнерных площадок, а так же оборудуются новые, где и происходит сбор мусора с последующем их вывозом силами МП «Ж.» и ООО «П.». Их малое количество и недостаточная периодичность вывоза обусловлена как недостатком финансовых средств, так и отсутствием у МП «Ж.» необходимого количества спецтехники. Представитель СП «Плюсская волость» Шабазгириев Б.Р. иск не признал и пояснил, что в двух крупных населенных пунктах поселения администрация установила металлические контейнеры большой емкости, которые вывозятся два раза в год. Установление дополнительных контейнеров и соответственно оборудование площадок для них, он полагает нецелесообразным из-за отсутствия средств и возможности МП «Ж.» очищать контейнеры, поскольку у них имеется всего лишь один контейнеровоз на район. Представитель Администрации Плюсского района Алексеева М.В. иск не признала и пояснила, что Администрация района выделила в аренду МП «Ж.» земельный участок для использования под свалку ТБО. При этом сама свалка располагается на указанном земельном участке с (…) года. Сбором и вывозом мусора занимается МП «Ж.», соответственно они и должны осуществлять все мероприятия связанные с функционированием полигона ТБО, то есть Администрация по данному требованию не является надлежащим ответчиком. Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. По требованиям к СП «Плюсская волость» и ГП «Плюсса»: В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Это положение содержится и в п.18 ст.4 Устава муниципального образования сельское поселение «Плюсская волость» и городского поселения «Плюсса». В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьей 3 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к числу основных принципов деятельности органов местного самоуправления отнесено соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно пунктов 2.1.3 и 2.1.4 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Из экспертных заключений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области» №26-Пл и №27-Пл следует, что на территории СП «Плюсская волость» и ГП «Плюсса» указанные санитарные нормы не соблюдаются, в частности отсутствуют контейнеры в необходимом количестве, а вывоз мусора происходит нерегулярно. Данные обстоятельства не оспариваются представителями поселений. При этом их доводы о несоблюдении установленных норм вследствие недостаточности средств или нецелесообразности следованию им, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей этих образований, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. По требованиям к Администрации Плюсского района: Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Из заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области» №27-Пл от 26.10.2011 года следует, что единственный полигон ТБО, куда поступают бытовые отходы с территории СП «Плюсская волость» и ГП «Плюсса», находится на территории (…) района, в (…) км от (П.). При этом он не соответствует требованиям разделов 2,3,4,5,6 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16), в частности отходы складируются без траншей и засыпки, инструментальные и лабораторные исследования не проводятся, территория полигона не ограждена, МП «Ж.», которому поручено ведение указанной деятельности, соответствующей лицензией не обладает. Доводы представителя ответчика Алексеевой М.В., которая не оспаривала указанных нарушений, о том, что Администрация Плюсского района приняла все необходимые меры для организации утилизации отходов, выделив МП «Ж.» земельный участок для размещения свалки, и тем самым выполнила свои обязательства, суд находит несоответствующим установленным в ходе рассмотрения дела фактам. Так, выделение в аренду земельного участка МП «Ж.» не может свидетельствовать о выполнении Администрацией своих обязанностей, поскольку МП «Ж.» не имеет предусмотренной законодательством лицензии на данный вид деятельности, кроме того, эти функции и не входят в предмет деятельности предприятия, Уставом которого (раздел 2) предусмотрен лишь сбор и вывоз мусора, но не его утилизация и переработка. Таким образом, неисполнение Администрацией требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории района, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчиков к принятию мер по организации утилизации и переработки ТБО, вывозимых с территории СП «Плюсская волость» и ГП «Плюсса». Из содержания ч. 5 ст. 198 ГПК РФ следует, что принятое судом решение должно быть исполнимым. Срок до (…) года, который по мнению прокурора необходимо установить для добровольно исполнения заявленных требований, представляется суду разумным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Псковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью. Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «Плюсса» и муниципального образования сельское поселение «Плюсская волость» в срок до (…) года организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствие с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных пунктов». Обязать Администрацию муниципального образования Плюсский район в срок до (…) года организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории СП «Плюсская волость» и ГП «Плюсса». На решение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Псковского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения, с подачей жалобы через Плюсский районный суд. Судья М.Ю. Ищенко