Дело № ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года п. Плесецк
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Черниенко Т.Е.,
при секретаре Куйкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк гражданское дело по иску Ферина Николая Ивановича к ФБУ ИК - 29 УФСИН России по Архангельской области о взыскании надбавки к должностному окладу за работу в сельской местности и обязании назначить и выплачивать заработную плату с учетом 25% надбавки за работу в сельской местности
УСТАНОВИЛ:
Ферин Н.И. обратился в суд с иском к ФБУ ИК - 29 УФСИН России по Архангельской области о взыскании суммы надбавки к должностному окладу за работу в сельской местности и обязании выплачивать повышенный должностной оклад с учетом надбавки за работу в сельской местности. Требования мотивирует тем, что он является работником уголовно исполнительной системы с 01 августа 1981 года. В настоящий момент работает на должности заведующего медицинской частью ФБУ ИК – 29 УФСИН России по Архангельской области. В соответствии с Законом РСФСР от 21.12.1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села», ему была установлена и выплачивалась до 1 апреля 2009 года 25 % надбавка, но после перевода в ФБУ ИК -29 УФСИН России, как вновь назначенному работнику, выплаты были прекращены. Просит взыскать надбавку по представленному ответчиком расчету за период с 1 апреля 2009 года по 31 марта 2010 года и обязать ответчика назначить и выплачивать ему заработную плату с учетом надбавки с 01 апреля 2010 года, поскольку в результате передислокации учреждений УФСИН у него не изменились место и условия труда.
В судебном заседании истец настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснил, что получал надбавку по состоянию на 31 декабря 2004 года, надбавка была предусмотрена и дополнительным соглашением к трудовому договору.
Представитель ответчика ФБУ ИК – 29 УФСИН России по Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представил письменный отзыв, в котором указал, что лечебные исправительные учреждения или медицинские части исправительных колоний не входят в государственную систему здравоохранения, перечень, которых установлен Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Исходя из изложенного следует, что на врачей, провизоров, работников со средним медицинским образованием, работающих в медицинских частях исправительных колоний или в лечебно исправительных учреждениях системы исполнения наказаний и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, льгота, установленная пунктом 22 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. №438-1 «О социальном развитии села», не распространяется. При заключении трудового договора с истцом и дополнительного соглашения к указанному выше трудовому договору со стороны работодателя было допущено нарушение в части установления 25% надбавки к заработной плате за работу в сельской местности, которое будет устранено посредством заключения дополнительного соглашения. Просят применить срок давности для обращения в суд, который предусмотрен ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Истец узнала о том, что ей не выплачивается данная надбавка в момент получения заработной платы за апрель месяц 2009 года. Согласно платежным ведомостям аванс за апрель месяц 2009 г. был получен 24.04.2009 г., а остальная часть заработной платы - 04.05.2009 г. Таким образом, истцом был пропущен срок обращения с исковыми требованиями о взыскании надбавки 25% за работу в сельской местности за период с 1 апреля 2009 года по 5 января 2010 года. Ответчик просит отказать Ферину Н.И. в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Изучив письменные материалы дела, заслушав истца, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно копии трудовой книжки Ферин Н.И. с 1981 года является работником уголовно исполнительной системы. 04 августа 1981 года принят в Учреждение КМ – 401 врачом – фтизиатром терапевтического отделения Центральной больницы подразделения. 16 ноября 1981 года перемещен врачом – фтизиатром туберкулезного отделения Центральной больницы подразделения. Согласно приказу № 71 л/с от 27 июня 2001 года истец 26 июня 2001 года назначен на должность врача – фтизиатра туберкулезного отделения Центральной больницы. 16 июня 2003 года назначен на должность врача – фтизиатра туберкулезного отделения туберкулезной больницы ИК – 8. 28 июля 2005 года ГУ ИК – 8 Онежского УЛИУ УИН Минюста России по Архангельской области переименовано в ФГУ ИК – 29 УФСИН России по Архангельской области. 13 августа 2007 года истец уволен по переводу в ФГУ ЛИУ – 8 УФСИН России по Архангельской области. 14 августа 2007 года принят на должность начальника медицинской части в порядке перевода из ФГУ ИК – 29 УФСИН России по Архангельской области в ФГУ ЛИУ – 8 УФСИН России по Архангельской области. Согласно приказу ФСИН от 28 апреля 2008 года ФГУ ЛИУ -8 УФСИН России по Архангельской области переименовано в ФБУ ЛИУ – 8 УФСИН России по Архангельской области. 17 ноября 2008 года уволен в связи с сокращением численности штатов. 18 ноября 2008 года принят на должность заместителя начальника больницы – начальника филиала - врача филиала № 1 туберкулезной больницы. 01 декабря 2008 года переведен заведующим филиала врача – фтизиатра филиала № 1 туберкулезной больницы. 13 апреля 2009 года переведен в медицинскую часть на должность заведующего – врача.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 сентября 2008 года № 205 лечебное исправительное учреждение № 8 для содержания и лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза передислоцировано из пос. Емца на базу зданий и сооружений исправительной колонии строгого режима № 29 в пос. Пукса. Исправительная колония строгого режима № 29 передислоцирована из пос. Пукса на базу зданий и сооружений лечебного исправительного учреждения № 8 для содержания и лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, в пос. Емца.
Как следует из Приказа по личному составу ФБУ ИК - 29 УФСИН России по Архангельской области от 18 ноября 2008 года №166 л/с Ферин Н.И. принят на должность заместителя начальника больницы – начальника филиала – врача филиала №1 туберкулезной больницы ФБУ ИК -29 УФСИН.
Согласно выписке из приказа от 13 апреля 2009 года № 80-лс Ферин Н.И. переведен на должность заведующего медицинской частью – врача федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 29 УФСИН «освободив от должности заведующего филиалом – заместителя начальника больницы – врача филиала № 1 туберкулезной больницы федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №29 УФСИН», с 13 апреля 2009 года.
Согласно ст. 22 Закон РСФСР от 21 декабря 1990 года № 438-1 «О социальном развитии села» (действовавшем до 01 января 2005 года) специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим на селе, устанавливаются повышенные на 25 процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.
Пунктом 1 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Закон РСФСР от 21 декабря 1990 года № 438-1 «О социальном развитии села» признан утратившим силу, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть с 01 января 2005 года.
Согласно ч. 1 ст. 153 ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты. ..» в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, для специалистов здравоохранения, работающих на селе и вступивших в трудовые отношения до 1 января 2005 г., оклады и тарифные ставки, повышенные на 25% по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях, сохраняются в полном объеме в рамках длящихся правоотношений.
Довод ответчика о том, что как работник учреждения УФСИН Ферин Н.И. не имел право на льготы по Закону «О социальном развитии села», поскольку они не входят в государственную систему здравоохранения не согласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях суда, в соответствии с которой, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена или приостановление предоставления выплата, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Представителем ответчика не оспаривается тот факт, что ранее истец имел право на получение надбавки в размере 25 %, как медицинский работник сельской местности и получал ее ежемесячно к своей заработной плате до 31 марта 2009 года. Надбавка истцу начислялась и после вступления в силу ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года, то есть после 01 января 2005 года.
То обстоятельство, что истец Ферин Н.И. был переведен в медицинскую часть ФБУ ИК - 29 УФСИН России по Архангельской области и назначен на должность заведующего медицинской частью ФБУ ИК – 29 УФСИН России по Архангельской области с 13 апреля 2009 года не может являться основанием для отказа в выплате ему надбавки в размере 25% к окладу, поскольку, как установлено в судебном заседании и не опровергается представителем ответчика, Ферин Н.И. работает в ФБУ ИК - 29 УФСИН России по Архангельской области в той же местности и наименование работодателя не изменялось.
Право на получение 25% надбавки к окладу за работу в сельской местности возникло у Ферина Н.И. до 01 января 2005 года, поскольку он работал в различных медицинских должностях исправительных учреждений, дислоцирующихся в районах относящихся к сельской местности.
Согласно п. 7 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы утвержденной приказом ФСИН РФ от 13 ноября 2008 года №624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы ( в ред. Приказа ФСИН РФ от 15.10.2009 №415) предусмотрено установление специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим в сельской местности, повышенные на 25 процентов оклады (тарифные ставки) по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях. Данное положение распространяется на работников, работающих в сельской местности и вступивших в данные трудовые отношения до 01.01.2005 года.
Кроме того, 25 % надбавка за работу в сельской местности была предусмотрена дополнительным соглашением № 2 от 13 апреля 2009 года к трудовому договору от 11 сентября 2008 года, заключенным между истцом и ответчиком.
В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, допускается только по соглашению сторон. Соглашение об установлении 25% надбавки является существенным условием договора и не может быть изменено работодателем в одностороннем порядке.
Из представленных должностных инструкций Ферина Н.И. по месту работы в ИК-29 и ЛИУ-8, копий трудовых договоров заключенных с ним руководителями учреждений, следует, что Ферин Н.И. продолжил свою непрерывную трудовую деятельность как работник здравоохранения по соглашению между старым и новым работодателем одного федерального органа службы исполнения наказаний, существенные условия трудового договора сохранились, поэтому права на спорную надбавку она не утратила.
С учетом всех обстоятельств дела, суд считает, что прекращение выплаты истцу как медицинскому работнику надбавки к окладу за работу в сельской местности в размере 25%, в связи с его переводом и назначением на аналогичную должность в исправительном учреждении Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в том же населенном пункте, относящемуся к сельской местности, ущемляет права истца на достойную заработную плату, гарантированные ст. 37 Конституции РФ.
Данная надбавка не выплачивалась истцу с 1 апреля 2009 года, как следует из справки работодателя, и не опровергается истцом, надбавка не начислялась.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом сроков исковой давности по данным требованиям.
Статьёй 392 Трудового кодекса РФ установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал, или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.
Предусмотренный трехмесячный срок для обращения в суд по трудовым спорам является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством Российской Федерации. Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и является достаточным для обращения в суд.
Из пояснений истца следует, что заработная плата за отработанный месяц выплачивается работнику до 5 числа следующего за ним месяца. Заработная плата за декабрь 2009 года была выплачена в конце декабря 2009 года. Истец не оспаривает, что был информирован о том, что 25% надбавка ему не начисляется, таким образом, учитывая дату обращения истца в суд (12 апреля 2010 года) срок обращения в суд предусмотренный ст. 392 ТК РФ пропущен по требованиям с апреля по декабрь 2009 года и взысканию подлежит надбавка за январь, февраль и март 2010 года.
Доводы истца о том, что работодатель обещал начать выплачивать надбавку, материалами дела не подтверждаются. Из представленных ответов УФСИН по Архангельской области следует, что истцу было отказано в выплате надбавке в июле 2009 года. Однако истец своевременно в суд не обратилась.
Таким образом, уважительных причин для восстановления пропущенного срока для обращения в суд не установлено.
Согласно расчета, предоставленного ответчиком, размер не начисленной и выплаченной истцу 25 % надбавки к окладу за работу в сельской местности за период с 01 января 2010 года по 31 марта 2010 года составляет ... Данный расчет проверен судом и не оспаривается истцом. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца. Заявленное требование о назначении и выплате с Дата обезличена года надбавки за работу в сельской местности в размере 25 % также подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом при рассмотрении дела, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета, поскольку обе стороны освобождены от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ферина Николая Ивановича - удовлетворить.
Взыскать с ФБУ ИК - 29 УФСИН России по Архангельской области в пользу Ферина Николая Ивановича задолженность по заработной плате с учетом 25 % надбавки за работу в сельской местности за период с 01 января 2010 года по 31 марта 2010 года в размере ....
Обязать ФБУ ИК - 29 УФСИН России по Архангельской области назначить и выплачивать Ферину Николаю Ивановичу с 01 апреля 2010 года заработную плату с учетом 25 % надбавки к должностному окладу за работу в сельской местности.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи кассационной жалобы через Плесецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года
Председательствующий
судья Плесецкого районного суда Черниенко Т.Е.