О признании незаконными решений Совета депутатов МО `Плесецкое`



Дело № ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 27 августа 2010 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Корсака Ю.В.,

с участием прокурора Богданова А.Л.,

представителя МО «Плесецкое» Петрова П.А.,

представителя Совета депутатов МО «Плесецкое» Нечаевой Н.Ф.,

при секретаре Тиллоевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах муниципального образования «Плесецкое» о признании незаконными решений Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 16 марта 2010 года № 165 и от 14 апреля 2010 года № 172,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Плесецкого района обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования «Плесецкое», в котором просит признать незаконными решения Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 16 марта 2010 года № 165 «О создании комиссии по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Плесецкое» за 2008-2009 год» и от 14 апреля 2010 года № 172 «О протесте прокурора Плесецкого района на решение Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 16 марта 2010 года № 165 «О создании комиссии по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Плесецкое» за 2008-2009 год».

В обоснование заявления прокурор указывает, что названные решения приняты Советом депутатов МО «Плесецкое» с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ и Устава МО «Плесецкое». В частности, нарушены положения ст.ст. 157, 264.4, 265 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту - БК РФ), согласно которым представительный орган имеет право на создание собственных контрольных органов, а не на проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 164.4, 165 БК РФ, п.п. 5,6 и Устава МО «Плесецкое» органы муниципального финансового контроля формируются на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования. Полномочия органа финансового контроля определяются муниципальным нормативным правовым актом. В МО «Плесецкое» орган финансового контроля не организован, порядок его формирования и полномочия муниципальным правовым актом не определены. Указанные решения Совета депутатов не были официально опубликованы, в них не содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, а потому они не являются нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. 26 марта 2010 года прокурором Плесецкого района принесен протест на решение Совета депутатов от 16 марта 2010 года № 165. Решением Совета депутатов от 14 апреля 2010 года № 172 решение от 16 марта 2010 года № 165 не отменено.

В судебном заседании прокурор уточнил свои требования и просит суд обязать Собрание депутатов МО «Плесецкое» устранить нарушение прав МО «Плесецкое» путем отмены оспариваемых Решений, пояснив, что создание вышеуказанной комиссии нарушает право МО «Плесецкое» на проведение профессионального, объективного и независимого аудита муниципального бюджета.

Представитель МО «Плесецкое» Петров П.А. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, пояснив, что в МО «Плесецкое» действительно не создан муниципальный орган финансового контроля. Возможность создания такого органа действующим Уставом муниципального образования не предусмотрена. Финансовый контрольный орган МО «Плесецкий муниципальный район» неоднократно переносил даты проверки бюджета МО «Плесецкое». В сложившейся ситуации создание комиссии из состава депутатов является единственным возможным способом внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Плесецкое» за 2008-2009 годы, а потому Совет депутатов действовал в интересах муниципального образования.

Определением суда от 23 августа 2010 года заявление представителя МО «Плесецкое» об отказе от заявления и прекращении производства по делу в порядке ст. 39 ГПК РФ оставлено без удовлетворения.

Председатель Совета депутатов МО «Плесецкое» Нечаева Н.Ф. в судебном заседании заявление прокурора также считает не обоснованным, пояснив, что Совет депутатов МО «Плесецкое» действовал в рамках полномочий, определенных ст. 264.4, 265 Бюджетного кодекса РФ. Представительный орган вправе создавать органы финансового контроля. Поскольку финансовый контрольный орган МО «Плесецкий муниципальный район» неоднократно переносил даты проведения проверок, Совет депутатов МО «Плесецкое» в интересах муниципального образования принял решение о создании своей комиссии. Профессионализм и независимость членов комиссии сомнений не вызывает, поскольку в её составе имеется профессиональный аудитор.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление прокурора Плесецкого района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Совета депутатов МО «Плесецкое» от 16 марта 2010 года № 165 «О создании комиссии по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Плесецкое» за 2008-2009 год» в указанном представительном органе местного самоуправления создана вышеназванная комиссия и утверждены её члены. В состав комиссии вошло 5 депутатов Совета депутатов МО «Плесецкое», 2 работника администрации МО «Плесецкое», а также член НП «Гильдии аудиторов ИПБР» ФИО5

Комиссии предписано в срок до 19 апреля 2010 года провести внешнюю проверку годового отчёта об исполнении местного бюджета за 2008-2009 годы в порядке, установленном Положением о бюджетном процессе в МО «Плесецкое» и Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ).

26 марта 2010 года прокурором Плесецкого района на вышеуказанное решение принесен протест с указанием на незаконность решения Совета депутатов МО «Плесецкое» от 16 марта 2010 года № 165 и требованием об его отмене.

14 апреля 2010 года Совет депутатов МО «Плесецкое» принял решение № 172, которым внесены изменения в персональный состав комиссии. В частности, из состава комиссии исключены работники администрации МО «Плесецкое». Членами комиссии назначены депутаты Совета депутатов МО «Плесецкое» (5 человек) и член НП «Гильдии аудиторов ИПБР» ФИО5

Требование прокурора об отмене решения о создании комиссии отклонено.

В судебном заседании установлено, что ревизионная комиссия МО «Плесецкий муниципальный район» внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета и кассового исполнения бюджета МО «Плесецкое» за 2008-2009 год не проводила.

4 февраля 2010 года МО «Плесецкое» уведомило председателя ревизионной комиссии МО «Плесецкий муниципальный район» о том, что проверка годового отчёта об исполнении местного бюджета за 2008-2009 годы будет осуществляться другой организацией.

В судебном заседании установлено, что:

- действующим Уставом МО «Плесецкое» возможность создания органа муниципального финансового контроля не предусмотрена,

- муниципальные выборы для решения вопроса о создании финансового контрольного органа в МО «Плесецкое» не проводились,

- представительным органом МО «Плесецкое» орган муниципального финансового контроля не создан.

Также установлено, что принятые Советом депутатов МО «Плесецкое» решения от 16 марта 2010 года № 165 и от 14 апреля 2010 года № 172 официально в средствах массовой информации не опубликовывались (не обнародовались).

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о местном самоуправлении) установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 1 и 2 ст. 38 Закона о местном самоуправлении контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Частью 1 ст. 157 БК РФ установлено, что органы муниципального финансового контроля, созданные представительными органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Полномочия органа муниципального финансового контроля, созданного представительным органом, определяются муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. (часть 3 ст. 157 БК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации. (абз. 2 и 3 ч. 2 ст. 264.4 БК РФ).

Орган муниципального финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом муниципального финансового контроля в представительный орган с одновременным направлением в местную администрацию. (ч. 4 и 5 ст. 264.4 БК РФ).

Частью 2 ст. 265 БК РФ предусмотрено право представительных органов на создание собственных контрольных органов.

В части 1 ст. 265 БК РФ установлено, что представительные органы осуществляют следующие формы финансового контроля: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Оценивая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что контрольный орган муниципального образования (орган муниципального финансового контроля) - это орган местного самоуправления, независимый в своей деятельности от представительного органа муниципального образования и от местной администрации.

Задачи и полномочия контрольного органа местного самоуправления иные, чем цели контрольного органа представительного органа местного самоуправления.

Право проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета имеет контрольный орган муниципального образования (орган муниципального финансового контроля), а при его отсутствии - контрольный орган муниципального района или орган государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации.

Таким образом, создание в Совете депутатов комиссии по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета противоречит положениям ст.ст. 34 и 38 Закона о местном самоуправлении, ст.ст. 157, 264.4, 265 БК РФ.

Суд приходит к выводу, что проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета непосредственно представительным органом местного самоуправления (путем создания в Совете депутатов МО «Плесецкое» соответствующей комиссии) не допустимо.

Следовательно, оспариваемые прокурором решения Совета депутатов МО «Плесецкое» были вынесены с нарушением требований Бюджетного Кодекса РФ, Закона о местном самоуправлении и Устава МО «Плесецкое» являются незаконными и в соответствии со ст. 258 ГПК РФ подлежат отмене органом их издавшим.

В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при рассмотрении гражданских дел в суде общей юрисдикции.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области удовлетворить.

Признать незаконными решения Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 16 марта 2010 года № 165 «О создании комиссии по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Плесецкое» за 2008-2009 год» и от 14 апреля 2010 года № 172 «О протесте прокурора Плесецкого района на решение Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 16 марта 2010 года № 165 «О создании комиссии по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Плесецкое» за 2008-2009 год».

Обязать Совет депутатов муниципального образования «Плесецкое» отменить решения Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 16 марта 2010 года № 165 «О создании комиссии по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Плесецкое» за 2008-2009 год» и от 14 апреля 2010 года № 172 «О протесте прокурора Плесецкого района на решение Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 16 марта 2010 года № 165 «О создании комиссии по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Плесецкое» за 2008-2009 год».

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

...

Председательствующий

Судья Плесецкого районного суда Корсак Ю.В.

...