Жалоба на действия должностных лиц



Дело № 2-482/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Плесецк                                                                               24 июня 2011 года.

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Куйкина Р.А.

при секретаре Ильиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-482/11 по заявлению Насибова Мурата Мирза-оглы об оспаривании действий должностных лиц Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области в Плесецком районе,

установил:

Насибов М.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц Отделения УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе, мотивируя свои доводы тем, что 06 мая 2011 года он, действуя в интересах своей дочери Рустамовой Э.М. на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратился в Отделение УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе с заявлением о регистрации дочери по месту жительства по адресу: <адрес>, в чем ему было отказано по тем основаниям, что доверенность не соответствует установленным требованиям, и подпись его дочери в заявлении о регистрации по форме нотариально не удостоверена. Указанные документы с паспортом дочери он направил в <адрес>, где она работает. Дочь обратилась к нотариусу в <адрес>, который не стал заверять ее подпись в заявлении о регистрации по форме , а выдал новую доверенность на представление ее интересов и нотариально заверенное заявление ФИО1 о регистрации. Получив указанные документы, ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился в Отделение УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе с заявлением о регистрации, представив все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ ему снова было отказано в регистрации дочери по месту жительства по тем основаниям, что в ее паспорте содержится перечеркнутый штамп о выдаче заграничного паспорта, и заявление о регистрации не соответствует форме . Считает действия должностных лиц Отделения УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе не законными, поскольку им были представлены все необходимые документы для регистрации дочери по месту жительства в <адрес>, в том числе заявление в компетентные органы о регистрации дочери, которое было удостоверено нотариально. Штамп о выдаче заграничного паспорта на странице 19 перечеркнут сотрудником паспортно-визовой службы <адрес>, под этим штампом имеется подпись указанного сотрудника. Вины его дочери в том, что указанный штамп перечеркнут, не имеется.

Заявитель Насибов М.М. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме по тем же основаниям. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ при повторном обращении с заявлением о регистрации его дочери Рустамовой Э.М. по месту жительства по адресу: <адрес>, им были поданы все необходимые документы, в том числе паспорт дочери, заявление о регистрации дочери, поименованное «в компетентные органы», которое удостоверено нотариально, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение ФИО5 с ее письменным согласием о регистрации дочери по указанному адресу. С указанными документами он обратился на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной ему Рустамовой Э.М., по которой ему предоставлены полномочия обращаться в органы миграционной службы с заявлением о ее регистрации по месту жительства. Сама Рустамова Э.М. не имеет возможности обратиться с таким заявлением, поскольку фактически проживает и работает в <адрес>. Несмотря на это в регистрации Рустамовой Э.М. ему было отказано. Считает действия должностных лиц Отделения УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе в данной части незаконными, поскольку заявление о регистрации дочери, поименованное «в компетентные органы», удостоверено нотариально и заменяет заявление по форме , а штамп в паспорте его дочери перечеркнут по вине сотрудника паспортно-визовой службы <адрес>. Просил обязать Отделение УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе устранить допущенные нарушения и зарегистрировать Рустамову Э.М. по месту жительства по указанному адресу на основании представленных им документов.

Представитель заинтересованного лица Коротеева Т.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что документы, поданные Насибовым М.М. с заявлением о регистрации Рустамовой Э.М. по указанному адресу, были ему возвращены по тем основаниям, что им было представлено заявление о регистрации Рустамовой Э.М. по месту жительства, которое не соответствует форме , утвержденной Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Заявление о регистрации по форме с нотариально удостоверенной подписью Рустамовой Э.М. Насибовым М.М. представлено не было. Кроме того, паспорт Рустамовой Э.М. содержит сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, в связи с чем он является недействительным. Если бы Рустамова Э.М. лично обратилась с заявлением о ее регистрации по месту жительства, то ей был бы выдан новый паспорт со штампом о регистрации по месту жительства. Таким образом, документы были возвращены Насибову М.М. на законных основаниях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что Насибов М.М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Отделение УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе в интересах Рустамовой Э.М. на основании доверенности с заявлением о ее регистрации по месту жительства.

Согласно указанному заявлению Рустамова Э.М. просит поставить ее на регистрационный учет по адресу: <адрес>. Данное заявление поименовано «В компетентные органы», и подлинность подписи Рустамовой Э.М. удостоверена нотариусом нотариального округа <адрес>.

С указанным заявлением Насибовым М.М. были представлены следующие документы: две нотариально удостоверенные доверенности, одной из которой он уполномочен быть представителем Рустамовой Э.М. в отделе Федеральной миграционной службы по Архангельской области в Плесецком районе, подать ее заявление и документы для постановки ее на регистрационный учет по адресу: <адрес>, получить документы и паспорт после постановки на регистрационный учет; паспорт Рустамовой Э.М.; заявление Насибовой Б.М. о регистрации Рустамовой Э.М. по указанному адресу; свидетельство о государственной регистрации права, согласно которому Насибова Б.М. является собственником жилого помещения по указанному адресу; адресный листок прибытия по форме ; справку МО «Плесецкое» с просьбой зарегистрировать Рустамову Э.М. по указанному адресу.

В материалах дела имеется сопроводительное письмо и.о. начальника отделения УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе Кототеевой Т.В., согласно которому Насибову М.М. возвращен пакет представленных им документов без исполнения по тем основаниям, что им не представлено заявление Рустамовой Э.М. о регистрации по месту жительства по форме , и паспорт Рустамовой Э.М. является недействительным.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии по ст. 2 указанного Закона место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.

В соответствии с п. 4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 20 сентября 2007 года № 208 (далее - Регламент), регистрационный учет осуществляется территориальными органами ФМС России через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами местного самоуправления поселений. В структурных подразделениях территориальных органов уполномоченными должностными лицами, задействованными в предоставлении государственной услуги, являются их начальники, заместители начальников, инспекторский состав (сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники).

В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета и в соответствии с п. 9 Регламента, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

В соответствии с п. 17 Регламента для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение № 6 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением).

В соответствии с п. 11 Регламента подпись в реквизите «подпись лица, предоставившего жилое помещение» заявления о регистрации по месту жительства по форме (приложение к Регламенту) является подтверждением наличия соглашения нанимателя либо собственника жилого помещения с гражданином на его вселение и временное (постоянное) проживание.

Как установлено судом, заявление Рустамовой Э.М. о регистрации по месту жительства, поименованное «В компетентные органы» не соответствует установленной Регламентом форме .

Согласно имеющейся в материалах дела копии паспорта Рустамовой Э.М., в нем содержится штамп о выдаче заграничного паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, который впоследствии перечеркнут и под которым стоит подпись.

В соответствии с п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).

В соответствии с п. 5 Положения в паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами. По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки: о его группе крови и резус-факторе - соответствующими учреждениями здравоохранения; об идентификационном номере налогоплательщика - соответствующими налоговыми органами.

В соответствии с п. 6 Положения запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.

Таким образом, паспорт Рустамовой Э.М. содержит отметки и записи, не предусмотренные указанным Положением, поскольку на странице 19 паспорта перечеркнут штамп и проставлена подпись, в связи с чем он является недействительным.

В соответствии с п. 66 Регламента, если гражданин прибыл к избранному месту жительства с недействительным или подлежащим замене паспортом, орган регистрационного учета в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, оформляет и выдает ему новый паспорт, в котором производит оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Насибовым М.М. были представлены в Отделение УФМС России по Архангельской области документы, не соответствующие требованиям, установленным Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы России от 20 сентября 2007 года № 208, в связи с чем документы были ему возвращены обоснованно и на законных основаниях. Решение о возврате документов принято компетентным должностным лицом территориального органа Федеральной миграционной службы.

Кроме того, как установлено судом, Рустамова Э.М. была зарегистрирована по месту жительства в <адрес> по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета в связи с выездом в <адрес>, где она в настоящее время проживает и работает, по какому-либо месту жительства не зарегистрирована.

Таким образом, в жилом помещении по адресу: <адрес> она постоянно или преимущественно не проживает, в связи с чем не подлежит регистрации по указанному адресу.

По прибытии в п. Плесецк Архангельской области Рустамова Э.М. вправе самостоятельно обратиться с заявлением в Отделение УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе о регистрации по месту жительства по установленной форме, где ей будет выдан новый паспорт гражданина Российской Федерации со штампом о регистрации на основании п. 66 Регламента.

Доводы заявителя Насибова М.М. о том, что первоначально им в Отделение УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе было представлено заявление по форме с подписью Рустамовой Э.М., суд признает несостоятельными, поскольку данное заявление Рустамова Э.М. лично в органы миграционной службы не представляла, а ее подпись в заявлении по форме не была удостоверена нотариально.

То обстоятельство, что штамп в паспорте Рустамовой Э.М. был перечеркнут не по ее вине, не имеет правового значения для рассматриваемого дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При указанных обстоятельствах суд считает, что права и свободы Рустамовой Э.М. и ее представителя Насибова М.М. действиями должностных лиц Отделения УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе, выразившимися в том, что заявление о регистрации с представленными документами были возвращены заявителю, не нарушены и препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод не создано, а должностные лица Отделения УФМС России по Архангельской области в Плесецком районе действовали в соответствии с законом в пределах предоставленных им полномочий, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления Насибова Мурата Мирза-оглы об оспаривании действий должностных лиц Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области в Плесецком районе и обязании поставить Рустамову Эсмиру Мурат-кызы на регистрационный учет по месту жительства отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2011 года.

Председательствующий:                                                          Р.А. Куйкин.

<данные изъяты>