Об оспаривании решения Собрания депутатов МО `Плесецкий муниципальный район` об утверждении тарифов на платные медицинские услуги



Дело № 2-600/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Плесецк                                                                                                        18 июля 2011 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Куйкина Р.А.,

с участием прокурора Беннер Ж.В.,

при секретаре Чернышевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ в части установления тарифов на эндоскопию (фиброгастроскопию), выезда специалиста на дом (прием врача и транспортные услуги),

установил:

прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании решения Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ в части установления тарифов на эндоскопию (фиброгастроскопию), выезда специалиста на дом (прием врача и транспортные услуги), мотивируя свои доводы тем, что оспариваемым решением Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» установлены тарифы на платные медицинские услуги, предоставляемые МУЗ «Плесецкая центральная районная больница» (далее - МУЗ «Плесецкая ЦРБ»), в частности, на эндоскопию (фиброгастроскопию) в размере 184 рубля 06 копеек и выезд специалиста на дом (прием врача и транспортные услуги), которые оплачиваются в зависимости от специализации врача. Однако, указанные медицинские услуги включены в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и в Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области, в связи с чем должны предоставляться бесплатно. Оспариваемое решение в установленном порядке опубликовано не было, в законную силу не вступило, однако, фактически применяется МУЗ «Плесецкая ЦРБ» при предоставлении указанных услуг, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на бесплатную медицинскую помощь.

В судебном заседании помощник прокурора Беннер Ж.В. настаивала на заявленных требованиях в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица МУЗ «Плесецкая ЦРБ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

В предварительном судебном заседании представитель МУЗ «Плесецкая ЦРБ» ФИО3 с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что платные услуги в МУЗ «Плесецкая ЦРБ» предоставляются в соответствии с Положением о порядке предоставления платных медицинских и иных услуг лечебно-профилактическими учреждениями «Плесецкого района», утвержденным главным врачом МУЗ «Плесецкая ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ. Основаниями для предоставления услуг является желание пациента получить платную медицинскую услугу, его личная инициатива, или пребывание в лечебном учреждении родителей в связи с уходом за больным ребенком. Фактически указанные услуги предоставляются всем гражданам бесплатно, и только если пациент желает, например, чтобы ему была проведена эндоскопия (фиброгастроскопия) без очереди за плату, или, чтобы к нему приехал врач на дом, за исключением случаев вызова скорой и неотложной помощи, то это делается за плату.

Изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Решением Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены тарифы на платные медицинские услуги, предоставляемые МУЗ «Плесецкая ЦРБ».

Согласно приложению к данному решению стоимость на предоставление платной услуги на эндоскопию (фиброгастроскопию) установлена в размере 184 рубля 06 копеек, а предоставление платной услуги по выезду специалиста на дом (прием врача и транспортные услуги) оплачивается в зависимости от специализации врача.

Указанное решение принято в пределах полномочий представительного органа муниципального образования, которым является Совет депутатов МО «Плесецкий район», что не оспаривается прокурором.

Из сообщения администрации МО «Плесецкий район» следует, что указанное решение не было опубликовано, и, таким образом, в законную силу не вступило.

Однако, в материалах дела имеются отчеты МУЗ «Плесецкая ЦРБ» по платным услугам, согласно которым оспариваемое решение фактически применяется при предоставлении платных медицинских услуг гражданам.

В соответствии со ст. 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1) (в редакции от 28 сентября 2010 года) оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2010 года № 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

Постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года № 293-пп утверждена программа государственных гарантий оказания гражданам Российской федерации бесплатной медицинской помощи на территории Архангельской области на 2011 год (далее - территориальная программа).

Указанными программами предусмотрено оказание бесплатных медицинских услуг: первичная медико-санитарная помощь; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок и профилактических осмотров, диспансерному наблюдению женщин в период беременности, здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.

Первичная медико-санитарная помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях и их соответствующих структурных подразделениях, в том числе во врачебно-физкультурных диспансерах, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков и центрах медицинской профилактики, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.

Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Пунктом 27 территориальной Программы установлены случаи предоставления за счет средств обязательного медицинского страхования медицинской помощи, оказываемой в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования как составной частью настоящей Программы, которая включает первичную медико-санитарную, специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными препаратами.

В соответствии с п. 35 территориальной Программы за счет ассигнований областного бюджета финансируется, в том числе, оказание высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских учреждениях Архангельской области в соответствии с государственным заданием, сформированным в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Прокурором района ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на оспариваемое решение Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ в части установления тарифов на эндоскопию (фиброгастроскопию), выезд специалиста на дом (прием врача и транспортные услуги), который был рассмотрен на сессии Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ и отклонен.

Согласно п. 5 Положения о порядке предоставления платных медицинских и иных услуг лечебно-профилактическими учреждениями «Плесецкого района», утвержденного главным врачом МУЗ «Плесецкая ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, основаниями для предоставления платных услуг являются: желание пациента, обратившегося за услугой, получить ее за плату; личная инициатива граждан, обратившихся за получением медицинской услуги (без медицинских показаний) или по направлениям медицинских организаций, не входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения, а также лиц, занимающихся частной практикой; пребывание в лечебном учреждении одного из родителей или иного члена семьи, по усмотрению родителей, по уходу за больным ребенком по личному желанию без медицинских показаний; предоставление услуг лечебными учреждениями, не работающими в системе обязательного медицинского страхования (за исключением случаев оказания экстренной и неотложной медицинской помощи), жителям других субъектов Российской Федерации при отсутствии направлений с места жительства и гражданам иностранных государств, не имеющих соответствующих договоров; желание пациента находится в стационарных учреждениях в одно и двухместной палате.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что платные медицинские услуги предоставляются МУЗ «Плесецкая ЦРБ» как альтернатива бесплатным медицинским услугам по личному желанию пациента. При этом, из пояснений представителя заинтересованного лица МУЗ «Плесецкая ЦРБ» следует, что услуги по эндоскопии (фиброгастроскопии) предоставляются гражданам бесплатно, и только по желанию пациента ему может быть предоставлена платная услуга. Выезд специалиста на дом (прием врача и транспортные услуги) предоставляются платно также только по желанию пациента, за исключением случаев оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, при которой указанные услуг предоставляются бесплатно.

Доводы заявителя о том, что на платной основе могут предоставляться только те виды медицинской помощи, которые отсутствуют в территориальной программе обязательного медицинского страхования и не относятся к скорой медицинской помощи, к лечению социально значимых заболеваний, а также заболеваний, представляющих опасность для окружающих, не входят в целевые программы и перечни дорогостоящей специализированной медицинской помощи, финансируемой за счет средств государства, суд считает необоснованными, поскольку законодательство об охране здоровья граждан не содержит запретов на предоставление гражданам любого вида медицинской помощи на платной основе по их желанию.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что представленными доказательствами не подтверждается, что в результате применения оспариваемого решения Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ в части установления тарифов на эндоскопию (фиброгастроскопию), выезда специалиста на дом (прием врача и транспортные услуги), нарушены права и свободы граждан либо созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод, в связи с чем заявление прокурора удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ в части установления тарифов на эндоскопию (фиброгастроскопию), выезда специалиста на дом (прием врача и транспортные услуги) отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи представления или жалобы через Плесецкий районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 июля 2011 года.

Председательствующий:                                                                                    Р.А. Куйкин

<данные изъяты>н