О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-555/11                                                               28 июля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Залоговой А.П.

с участием помощника прокурора Плесецкого района Жданова А.А.

при секретаре Хайнацкой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк 28 июля 2011 года гражданское дело по иску прокурора Плесецкого района в интересах Терехиной Христины Сергеевны к администрации муниципального образования «Плесецкое» о предоставлении жилого помещения

установил:

Прокурор Плесецкого района обратился в суд с иском в интересах Терехиной Христины Сергеевны к администрации муниципального образования «Плесецкое» о предоставлении жилого помещения. Требования мотивирует тем, что Терехина Х.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать была лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери, а она воспитывалась в семье опекуна. Постановлением главы администрации МО «Плесецкий район» от ДД.ММ.ГГГГ за Лобановой (Терехиной) Х.С. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения в <адрес>. Поскольку жилое помещение по адресу: <адрес>, где ребенок проживал ранее, признано аварийным. В настоящее время Терехина Х.С. проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности её супругу <данные изъяты> жилья по договору найма либо в собственности не имеет. Просят обязать муниципальное образование «Плесецкое» предоставить Терехиной Х.С. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте <адрес>, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Помощник прокурора Плесецкого района Жданов А.А. и истец Терехина Х.С. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Плесецкое» Пирогова Ю.А. с иском была согласна, пояснила, что администрацией приобретается жилье для указанной категории лиц за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МО «Плесецкий муниципальный район» Кожухова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что Терехина Х.С. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена, поэтому подлежит обеспечению жильем в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представитель третьего лица Финансово-экономического управления администрации МО «Плесецкий район» извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представители третьих лиц Министерства финансов Архангельской области, Министерства образования, науки и культуры Архангельской области извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителей, возражений относительно требований прокурора не заявлено.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

На основании ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Лобанова (Терехина) Христина Сергеевна в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей.

Из записи акта о рождении и копии свидетельства о рождении Лобановой Христины Сергеевны - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что её матерью является Лобанова <данные изъяты>, отец записан со слов матери.

Решением Плесецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> лишена родительских прав в отношении дочери Лобановой Христины Сергеевны - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенок был передан на воспитание опекуну.

Постановлением главы МО «Плесецкий район» от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Лобановой (Терехиной) Христины Сергеевны назначен <данные изъяты>.

Постановлением главы МО «Плесецкий район» от ДД.ММ.ГГГГ за Лобановой Х.С. закреплено право на внеочередное получение жилой площади в <адрес>.

Из справки МОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа » следует, что Лобанова Х.С. до <данные изъяты> года обучалась в МОУ «Плесецкая СОШ » и закончила 11 классов.

Из сообщения главы МО «Плесецкое» следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Лобанова (Терехина) Х.С., как лицо оставшееся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающегося в получении жилья.

Из копии свидетельства о регистрации брака следует, что Лобанова изменила фамилию на Терехина в связи с вступлением в брак ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Терехина Христина Сергеевна проживает по адресу: <адрес> квартире, принадлежащей на праве собственности её супругу <данные изъяты>. Право собственности на указанную квартиру у Терехина Ю.И. возникло ДД.ММ.ГГГГ, то есть до регистрации брака с Лобановой Х.С.

Жилого помещения по договору социального найма либо в собственности Терехина Х.С. не имеет, право на приватизацию жилья на территории Плесецкого района не реализовано, что подтверждается материалами дела.

В судебном заседании установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что до настоящего времени Терехиной Х.С. жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, пригодное для проживания, не предоставлено.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 28.02.2005 года) вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 7 Закона Архангельской области «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

В соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 45 Закона Архангельской области «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

В соответствии со ст. 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года     № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 48 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с установленным Порядком предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, утвержденным постановлением главы администрации Архангельской области от 05 апреля 2006 года № 61, Департамент финансов области осуществляет финансирование Департамента образования и науки области в пределах сводной бюджетной росписи областного бюджета и утвержденных лимитов бюджетных обязательств согласно сводной заявке, представленной департаментом образования и науки администрации области (п. 2 Порядка).

Перечисление бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций из областного бюджета осуществляется департаментом образования и науки области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и распределения по муниципальным образованиям (п. 3 Порядка). Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджетов муниципальных районов (городских округов) на счета органов федерального казначейства по Архангельской области (п.4 Порядка).

В соответствии с п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Истец Терехина Х.С. на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п. 1 и. п. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с п. 2 Решения Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 27 июля 2006 года № 65 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец Терехина Х.С. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей. Поэтому истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям <адрес>, находящегося в черте поселка, по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв. м. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - администрацию МО «Плесецкое» с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом при рассмотрении дела, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета. Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

           

Исковые требования прокурора Плесецкого района удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Плесецкое» предоставить Терехиной Христине Сергеевне во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте <адрес>, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Плесецкий районный суд.

Председательствующий:        А.П.Залогова