О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-553/11                                                               28 июля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Залоговой А.П.

с участием помощника прокурора Плесецкого района Жданова А.А.

при секретаре Хайнацкой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк 28 июля 2011 года гражданское дело по иску прокурора Плесецкого района в интересах Байка Веры Антонасовны к администрации муниципального образования «Федовское» о предоставлении жилого помещения

установил:

Прокурор Плесецкого района обратился в суд с иском в интересах Байка Веры Антонасовны к администрации муниципального образования «Федовское» о предоставлении жилого помещения. Требования мотивирует тем, что Байка В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Дьячкова В.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Байка А.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, и ребенок воспитывался в государственных учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей.. Постановлением главы администрации МО «Плесецкий район» от ДД.ММ.ГГГГ за Байка В.А. закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>. В настоящее время дом полностью разрушен. Байка В.А. вынуждена снимать жилое помещение. Просят обязать муниципальное образование «Федовское» предоставить Байка В.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте <адрес>, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, за счет средств бюджета <адрес>, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Помощник прокурора Плесецкого района Жданов А.А. и истец Байка В.А. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Федовское» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений относительно требований прокурора Плесецкого района не заявлено.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МО «Плесецкий муниципальный район» Кожухова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что Байка В.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена, поэтому подлежит обеспечению жильем в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представитель третьего лица Финансово-экономического управления администрации МО «Плесецкий район» извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представители третьих лиц Министерства финансов Архангельской области и Министерства образования, науки и культуры Архангельской области извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителей, возражений относительно требований прокурора не заявлено.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

На основании ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Байка Вера Антонасовна в возрасте до <данные изъяты> лет остался без попечения родителей.

Из записи акта о рождении и копии свидетельства о рождении Байка Веры Антонасовны - ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что её родителями являются: мать <данные изъяты>

Из копии свидетельства о смерти, выданного Федовским сельским советом <адрес> на основании записи акта о регистрации смерти от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Дьячкова <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии свидетельства о смерти, выданного Плесецким территориальным отделом Управления ЗАГС администрации <адрес> на основании записи акта о регистрации смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Байка <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы МО «Плесецкий район» от ДД.ММ.ГГГГ Байка Вера Антонасовна определена в детское учреждение интернатного типа, поскольку её родители умерли. За Байка В.А. закреплено право на жилую площадь по адресу: МО «Федовское» <адрес>.

Из представленных копий приказов и справок следует, что Байка В.А. воспитывалась в <данные изъяты> ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каргопольский детский дом», <данные изъяты> года - в ГОУ «Плесецкий детский дом», до <данные изъяты> обучалась в МОУ «Плесецкая СОШ ». С <данные изъяты> года обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище » в <адрес>.

Из акта проверки сохранности жилого помещения, закрепленного за Байка В.А., составленного ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по адресу: МО «Федовское» <адрес> полностью разрушено.

Из копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ и сообщения главы МО «Федовское» следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Байка В.А., как лицо оставшееся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающегося в получении жилья в МО «Федовское».

В настоящее время Байка Вера Антонасовна временно проживает по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес> родственников. Жилого помещения по договору социального найма либо в собственности Байка В.А. не имеет, право на приватизацию жилья на территории Плесецкого района не реализовано, что подтверждается материалами дела.

В судебном заседании установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что до настоящего времени Байка В.А. жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, пригодное для проживания, не предоставлено.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 28.02.2005 года) вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 7 Закона Архангельской области «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

В соответствии с п. 3 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 45 Закона Архангельской области «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

В соответствии со ст. 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года     № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 48 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов <адрес> наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с установленным Порядком предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, утвержденным постановлением главы администрации Архангельской области от 05 апреля 2006 года № 61, Департамент финансов области осуществляет финансирование Департамента образования и науки области в пределах сводной бюджетной росписи областного бюджета и утвержденных лимитов бюджетных обязательств согласно сводной заявке, представленной департаментом образования и науки администрации области (п. 2 Порядка).

Перечисление бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций из областного бюджета осуществляется департаментом образования и науки области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и распределения по муниципальным образованиям (п. 3 Порядка). Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджетов муниципальных районов (городских округов) на счета органов федерального казначейства по Архангельской области (п.4 Порядка).

В соответствии с п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1. областного закона от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения; имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях).

Истец Байка В.А. на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6.1. областного закона от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет.

В соответствии с п. 1 и. п. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с п. 2 Решения муниципального Совета Федовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец Байка В.А. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей. Поэтому истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям <адрес>, находящегося в черте поселка, по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв. м. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - администрацию МО «Федовское» с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом при рассмотрении дела, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета. Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

           

Исковые требования прокурора Плесецкого района удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Федовское» предоставить Байка Вере Антонасовне во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте <адрес>, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Плесецкий районный суд.

Председательствующий: А.П.Залогова

<данные изъяты>а