О признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконной, о включении в очередь на участие в подпрограмме `Жилище` и в сводный список УФСИН



Дело № 2-880/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                 30 ноября 2011 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Черепановой Ю.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в пос. Плесецк гражданское дело по исковому заявлению Антонова Сергея Алексеевича к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании незаконным и необоснованным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ , признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и об обязании включить его и членов его семьи в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,

установил:

Антонов С.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее ОУХД-2) и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН), просит признать решение жилищно-бытовой комиссии ОУХД-2 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным и обязать ответчиков включить в очередь на участие в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В обоснование своих доводов указывает, что проживает с супругой ФИО3 в <адрес>, работали в уголовно-исполнительной системе вольнонаемными работниками. Истец работал в уголовно-исполнительной системе более 33 лет, его супруга более 30 лет. С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ликвидирована исправительная колония , которая также оказывала жилищно-коммунальные услуги населению, других предприятий, учреждений, организаций в населенном пункте нет, условий для проживания нет. В связи с этим обратился в ОУХД-2 с заявлением об участии в подпрограмме, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано во включении в очередь. С указанным решением не согласен, поскольку в соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» программы «Жилище» на 2011-2015 годы», участником подпрограммы могут быть граждане, которые постоянно проживают в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности. Указывает, что он и его супруга имеют право на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании представитель истца Чиникина Н.Ф. исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам, уточнила исковые требования, просит признать незаконным и необоснованным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ , признать за истцом и членом его семьи супругой ФИО3 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и обязать ОУХД-2 включить его и члена его семьи супругу ФИО3 в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,

Представитель ответчика ОУХД-2 о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, причин неявки суду не сообщил. В представленном ранее отзыве указывает о несогласии с исковыми требованиями, поскольку жилищно-бытовой комиссией ОУХД-2 Антонову С.А. было отказано во включении в очередь на основании пп. «а» п. 22 Правил, в связи с несоответствием требованиям соответствующего подпункта п. 5 Правил. Одним из обязательных документов для участия в подпрограмме является справка об общей продолжительности службы в календарном исчислении. При переселении из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности сертификаты выдаются только семьям граждан, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе. Граждане, проживающие в таких поселках и работающие на вольнонаемных должностях в учреждениях УИС под действие программы не подпадают.

Ответчик УФСИН России по Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направил, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В представленных отзывах исковые требования не признает, поскольку ОУХД-2 является самостоятельным юридическим лицом, истец с заявлением о включении в подпрограмму «Жилище» в УФСИН не обращался, список граждан составляет ОУХД-2. Истец не проходил службу в уголовно-исполнительной системе, не имеет специального звания, в связи с чем, ОУХД-2 не имело права включать истца в список участников подпрограммы. Также указывает, что в настоящее время в <адрес> ликвидировано учреждение уголовно-исполнительной системы, распоряжения Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р, от 07 октября 2004 года № 1291-р действовали для условий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден. Указывает, что проект документа о внесении изменений в перечень находится на согласовании в Правительстве РФ и не содержит указания на <адрес>, поскольку в нем отсутствуют учреждения уголовно-исполнительной системы. Кроме того, полагает, что УФСИН России по Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо на стороне истца ФИО9 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования Антонова С.А. поддерживает.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика УФСИН России по Архангельской области и третьего лица.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующем выводам.

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Судом установлено, что истец Антонов С.А. и его супруга ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают в <адрес> в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма администрацией <данные изъяты>

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 1291-р (с изменениями внесенными распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р) <адрес> включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Как следует из акта проверки жилищных условий, проведенной администрацией <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, истец проживает в ветхом, аварийном доме.

Как следует из копии трудовой книжки, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе ФКУ ОИУ ОУХД-2 ИК .

Истец и его супруга безвозмездной жилищной субсидией на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не пользовались, жилищный сертификат не выдавался.

Истец и его супруга иных жилых помещений не имеют, права на приватизацию не реализовывали, что подтверждается справками Плесецкого филиала ГУП «БТИ Архангельской области» и уведомлениями об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним из Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОУХД-2 с заявлением (рапортом) по установленной форме об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-2 от <данные изъяты> Антонову С.А. было отказано во включении в очередь на участие в президентской программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на основании пп. «а» п. 22 Правил: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 Правил.

Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец относится к категории граждан, проживающих в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, подлежит переселению из него и имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

Истец, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, зарегистрирован и проживает в <адрес>, отнесенном в установленном порядке к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Ответчики не оспаривают факт обращения истца в 2011 году с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, более того, в ОУХД-2 на истца заведено жилищное дело.

Истцу было отказано во включении в очередь на участие в подпрограмме в связи с несоответствием требованиям указанным в соответствующем подпункте п. 5 Правил. Как указывает ОУХД-2 в представленном отзыве, основанием для отказа послужило отсутствие одного из обязательных документов для участия в подпрограмме - справки об общей продолжительности службы в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении.

Указанные доводы суд считает не состоятельными, поскольку пп. «б» п. 5 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, не связывает право граждан, проживающих в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, с наличием определенного стажа службы в уголовно-исполнительной системе.

Из содержания пп. «б» п. 5 и пп. «а» п. 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности военной службы в календарном исчислении не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

При указанных обстоятельствах решение жилищно-бытовой комиссии ОУХД-2 от ДД.ММ.ГГГГ , которым Антонову С.А. отказано во включении в очередь на участие в президентской программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, является незаконным и необоснованным.

Приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

В связи с этим, довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден, является необоснованным.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 года № ГКПИ08-2151, пп. 1 п. 4 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, признан недействующим в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении.

В соответствии с п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

В судебном заседании установлено и объективно подтверждается материалами дела, что Антонов С.А. соответствует требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.

Проживание граждан в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием для участия граждан в подпрограмме, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью переселения граждан из таких населенных пунктов

В силу п. 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание.

Истец Антонов С.А. соответствует требованиям, указанным в п. 5 Правил и изъявил желание участвовать в подпрограмме в 2011 году.

Довод ответчика ОУХД-2 о том, что при переселении из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности сертификаты выдаются только семьям граждан, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе, граждане, проживающие в таких поселках и работающие на вольнонаемных должностях в учреждениях УИС, под действие программы не подпадают, также не соответствует положениям Правил.

Так, в силу п. 19 Правил, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы по месту расположения поселка.

Довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что УФСИН не является надлежащим ответчиком по делу, также является необоснованным.

В компетенцию УФСИН, как территориального органа уголовно-исполнительной системы по Архангельской области, в соответствии с п. 15 Инструкции входит проверка обоснованности включения граждан в списки участников подпрограммы, в связи с чем, рассмотрение настоящего спора без привлечения УФСИН к участию в деле в качестве ответчика невозможно.

Указание в отзыве УФСИН о том, что в проекте документа о внесении изменений в перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение из которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, находящемся на согласовании в Правительстве РФ, не содержится <адрес>, является предположением, и не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2012 году и подлежит включению в список граждан участников подпрограммы формируемый ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Антонова Сергея Алексеевича удовлетворить.

Признать решение жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ , которым Антонову Сергею Алексеевичу отказано во включении в очередь на участие в президентской программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, незаконным и необоснованным.

Признать за Антоновым Сергеем Алексеевичем и членом его семьи супругой ФИО3 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области включить Антонова Сергея Алексеевича и члена его семьи супругу ФИО3 в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 декабря 2011 года.

Председательствующий                                                         А.Ю. Доильницын