О признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включение в список получателей государственного жилищного сертификата



К<данные изъяты>

Дело № 2-986/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Плесецк               14 декабря 2011 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Черепановой Ю.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в пос. Плесецк гражданское дело по исковому заявлению Радченкова Александра Валерьевича к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и об обязании включить его и членов его семьи в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,

установил:

Радченков А.В. обратился в суд с указанным иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее ЛИУ-8) и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН), просит признать за ним и членами его семьи супругой ФИО3, сыновьями ФИО4 и ФИО5 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В обоснование своих доводов указывает, что с соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, проживает в квартире по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в исправительно-трудовых учреждениях. Истец с семьей нуждается в выделении квартиры с удобствами, жилищную субсидию не получали, другого жилья в собственности не имеют. В 2011 году истец обратился в ЛИУ-8 с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законодательством», на которое был получен ответ, что необходимо представить справку об общей продолжительности военной службы, выписку из приказа об увольнении с военной службы, однако истец военного стажа не имеет. Считает, что на основании пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» программы «Жилище» на 2011-2015 годы», участником подпрограммы могут быть граждане, которые постоянно проживают в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности. Указывает, что он и член его семьи имеют право на получение от государства безвозмездной субсидии для приобретения жилья.

В судебном заседании представитель истца Пирогов М.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, и уточнении к нему. Пояснил, что уточнение исковых требований позволит обеспечить реализацию решения суда в случае удовлетворения исковых требований.

Истец Радченков А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки не представил.

Представитель ответчика ЛИУ-8 Папкова Е.И. просит рассмотреть дело без ее участия, ЛИУ-8 о дате, времени и месту судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в представленном ранее отзыве указывает, что к заявлению Радченкова А.В. не были приложены все документы, предусмотренные п.п. «а» п. 19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, а именно, не приложены справка об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы. Истец пропустил срок подачи заявления на 2011 год. ЛИУ-8 не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанные граждане должны обращаться в муниципальное образование по месту регистрации для дальнейшего переселения.

Ответчик УФСИН России по Архангельской области просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В представленном отзыве исковые требования не признает, поскольку ЛИУ-8 является самостоятельным юридическим лицом, истец с заявлением о включении в подпрограмму «Жилище» в УФСИН не обращался, список граждан составляет ЛИУ-8. Истец не проходил службу в уголовно-исполнительной системе, не имеет специального звания, в связи с чем, ЛИУ-8 не имело права включать истца в список участников подпрограммы. Также указывает, что в настоящее время в <адрес> ликвидировано учреждение уголовно-исполнительной системы, распоряжения Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р, от 07 октября 2004 года № 1291-р действовали для условий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден. Указывает, что проект документа о внесении изменений в перечень находится на согласовании в Правительстве РФ и не содержит указания на <адрес>, поскольку в нем отсутствуют учреждения уголовно-исполнительной системы. Кроме того, полагает, что УФСИН России по Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Третьи лица ФИО3, ФИО4 и ФИО5 в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области и УФСИН России по Архангельской области и третьих лиц.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Судом установлено, что истец Радченков А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, его супруга ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ и сын ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают в <адрес>. по <адрес> в <адрес> в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма администрацией <данные изъяты>

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 1291-р (с изменениями внесенными распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р) <данные изъяты> включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Как следует из акта проверки жилищных условий, проведенной администрацией МО «Пуксоозерское» ДД.ММ.ГГГГ, Радченков А.В. нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживает в квартире не соответствующей санитарно-техническим требованиям.

Жилищная субсидия на приобретение и строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Радченкову А.В. и членам его семьи супруге ФИО3, сыновьям ФИО5 и ФИО4 не предоставлялась. Истец в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не состоит.

Истец и члены его семьи иных жилых помещений не имеют, право на приватизацию не реализовывали, что подтверждается справкой Плесецкого филиала ГУП «БТИ Архангельской области» и уведомлениями об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

Истец работал в учреждениях <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанные учреждения относились к учреждениям уголовно-исполнительной системы и дислоцировалось в Плесецком районе Архангельской области.

Радченков А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области с заявлением об участии в подпрограмме, ответ на которое был дан только ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что истец относится к категории граждан, имеющих право участвовать в программе «Жилище на 2011-2015 годы».

В ответе, со ссылкой на подп. «а» п. 19 Правил, указано, что для участия в программе необходимо представить документы, в том числе: справку об общей продолжительности военной службы, выписку из приказа об увольнении с военной службы. После представления указанных документов, истец будет включена в состав участников подпрограммы.

Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец и его супруга относятся к категории граждан, проживающих в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, подлежат переселению из него и имеют право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

Истец, с ДД.ММ.ГГГГ, его супруга ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, сыновья ФИО4 и ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, по настоящее время, зарегистрированы и проживают в <адрес>, отнесенном в установленном порядке к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Ответчики не оспаривают факт обращения истца в 2010 году с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Заявление Радченкова А.В. было оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что истцом не представлены документы об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы, на что также ссылаются ответчики в представленных отзывах на исковое заявление.

Указанные доводы суд считает не состоятельными, поскольку подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, не связывает право граждан, проживающих в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, с наличием определенного стажа военной службы.

В пп. «а» п. 19 указанных Правил, на основании которого ответчик ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области указал истцу о необходимости предоставления справки об общей продолжительности военной службы и выписки из приказа об увольнении, содержатся общие требования к документам, предоставляемых гражданами, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил.

Из содержания пп. «б» п. 5 и пп. «а» п. 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Таким образом, довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден, является необоснованным.

Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 года № ГКПИ08-2151, пп. 1 п. 4 Инструкции признан недействующим в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении.

В соответствии с п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

В судебном заседании установлено и объективно подтверждается материалами дела, что Радченков А.В. соответствует требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.

Проживание граждан в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием для участия граждан в подпрограмме, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью переселения граждан из таких населенных пунктов

В силу п. 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание.

Истец Радченков А.В. соответствует требованиям, указанным в п. 5 Правил и изъявил желание участвовать в подпрограмме еще в 2010 году.

Довод ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области о том, что учреждение не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, также не соответствует положениям Правил.

Так, в силу п. 19 Правил, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы по месту расположения поселка.

Довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что УФСИН не является надлежащим ответчиком по делу, является необоснованным.

В компетенцию УФСИН, как территориального органа уголовно-исполнительной системы по Архангельской области, в соответствии с п. 15 Инструкции входит проверка обоснованности включения граждан в списки участников подпрограммы, в связи с чем, рассмотрение настоящего спора без привлечения УФСИН к участию в деле в качестве ответчика невозможно.

Указание в отзыве УФСИН о том, что в проекте документа о внесении изменений в перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение из которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, находящемся на согласовании в Правительстве РФ, не содержится <адрес>, является предположением, ничем не подтверждено и не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2012 году и подлежит включению в список граждан участников подпрограммы формируемый ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Радченкова Александра Валерьевича удовлетворить.

Признать за Радченковым Александром Валерьевичем и членами его семьи супругой ФИО3, сыновьями ФИО4 и ФИО5 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области включить Радченкова Александра Валерьевича и членов его семьи супругу ФИО3, сыновей ФИО4 и ФИО5 в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2011 года.

Председательствующий                      <данные изъяты>                                А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>