Дело № 2-739/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п. Плесецк 16 ноября 2011 года Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Куйкина Р.А., при секретаре Ильиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Плесецк гражданское дело по исковому заявлению Римша Ольги Петровны к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и об обязании включить ее в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, установил: Римша О.П. обратилась в суд с указанным иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее ЛИУ-8) и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН), просит признать за ней право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В обоснование своих доводов указывает, что в соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ она с мужем ФИО4 проживает в квартире по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в исправительно-трудовых учреждениях. Нуждается в выделении квартиры с удобствами, жилищную субсидию не получала, другого жилья в собственности, бронированного жилья не имеет. Она зарегистрирована и проживает по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ЛИУ-8 с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законодательством», на который был получен ответ, что необходимо представить справку об общей продолжительности военной службы, выписку из приказа об увольнении с военной службы, однако истец военного стажа не имеет. Считает, что на основании пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» программы «Жилище» на 2011-2015 годы», участником подпрограммы могут быть граждане, которые постоянно проживают в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности. Указывает, что она и член ее семьи имеют право на получение от государства безвозмездной субсидии для приобретения жилья. Истец Римша О.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца. В судебном заседании представитель истца Пирогов М.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, представил заявление об уточнении исковых требований, просит признать за истцом и членом ее семьи право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и обязать ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области включить истца и члена ее семьи в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Пояснил, что уточнение исковых требований позволит обеспечить реализацию решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области Папкова Е.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, пояснив, что истцом не были представлены все необходимые документы: справка об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы с указанием оснований увольнения. ЛИУ-8 не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанные граждане должны обращаться в муниципальное образование по месту регистрации для дальнейшего переселения. Ответчик УФСИН России по Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направил, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В представленном ранее отзыве исковые требования не признает, поскольку ЛИУ-8 является самостоятельным юридическим лицом, истец с заявлением о включении в подпрограмму «Жилище» не обращалась, список граждан составляет ЛИУ-8. Истец не проходила службу в уголовно-исполнительной системе, не имеет специального звания, в связи с чем, ЛИУ-8 не имело права включать истца включать её в список участников подпрограммы. Полагает, что УФСИН России по Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении исковых требований отказать. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика УФСИН России по Архангельской области. Представитель третьего лица администрации МО «Пуксоозерское» Лысенкова Е.В. исковые требования поддержала, пояснив, что <адрес> относится к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности. Истец проживает и зарегистрирован на территории указанного поселка, другого жилья не имеет, нуждается в улучшении жилищных условий. Практически все жилье в <адрес> является ветхим, неблагоустроенным, какого-либо нового жилья не строится. Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включен в списки граждан, подлежащих переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, но субсидии по указанному основанию не получал. Считает, что истец имеет право на участие в указанной подпрограмме. При этом документы на участие подпрограммы должно принять ЛИУ-8, поскольку поселок находится на подведомственной им территории. Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующем выводам. В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. Судом установлено, что истец Римша О.П. и ее супруг ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают в <адрес> в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма администрацией МО «Пуксоозерское». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 1291-р (с изменениями внесенными распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р) <адрес> включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Как следует из акта проверки жилищных условий, проведенной администрацией МО «Пуксоозерское» ДД.ММ.ГГГГ, Римша О.П. нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживает в квартире не соответствующей санитарно-техническим требованиям. Жилищная субсидия на приобретение и строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Римша О.П. и члену ее семьи ФИО4 не предоставлялась. Истец состоит в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №. Истец и член её семьи иных жилых помещений не имеют, право на приватизацию не реализовывали, что подтверждается справкой Плесецкого филиала ГУП «БТИ Архангельской области» и уведомлениями об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним. Истец работал в учреждении КМ-401 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, и в учреждении ОУ-250 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанные учреждения относились к учреждениям уголовно-исполнительной системы и дислоцировались в Плесецком районе Архангельской области. Римша О.П. обратилась в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области с заявлением об участии в подпрограмме, из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на которое следует, что истец относится к категории граждан, имеющих право участвовать в программе «Жилище на 2011-2015 годы». Заявление об участии в подпрограмме истцу возвращено не было. Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области в судебном заседании не отрицал, что истец действительно обращался с указанным заявлением. В ответе, со ссылкой на подп. «а» п. 19 Правил, указано, что для участия в программе необходимо представить документы, в том числе: справку об общей продолжительности военной службы, выписку из приказа об увольнении с военной службы. После представления указанных документов, истец будет включена в состав участников подпрограммы. Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец и члены её семьи относятся к категории граждан, проживающих в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, подлежат переселению из него и имеют право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Истец, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, зарегистрирован и проживает в <адрес>, отнесенном в установленном порядке к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности. Ответчики не оспаривают факт обращения истца в 2011 году с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Заявление Римша О.П. было оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что истцом не представлены документы об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы, на что также ссылаются ответчики в представленных отзывах на исковое заявление. Указанные доводы суд считает не состоятельными, поскольку подп. «б» п. 5 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ т 21 марта 2006 года № 153, не связывает право граждан, проживающих в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, с наличием определенного стажа военной службы. В пп. «а» п. 19 указанных Правил, на основании которого ответчик ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области указал истцу о необходимости предоставления справки об общей продолжительности военной службы и выписки из приказа об увольнении, содержатся общие требования к документам, предоставляемых гражданами, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил. Из содержания пп. «б» п. 5 и пп. «а» п. 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе. В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 года № ГКПИ08-2151, пп. 1 п. 4 Инструкции признан недействующим в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении. В соответствии с п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил. В судебном заседании установлено и объективно подтверждается материалами дела, что Римша О.П. соответствует требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы. Проживание граждан в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием для участия граждан в подпрограмме, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью переселения граждан из таких населенных пунктов. В силу п. 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание. Истец Римша О.П. соответствует требованиям, указанным в п. 5 Правил и изъявил желание участвовать в подпрограмме, обратившись с соответствующим заявлением. Довод ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области о том, что учреждение не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, также не соответствует положениям Правил. Так, в силу п. 19 Правил, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы по месту расположения поселка. Довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что УФСИН не является надлежащим ответчиком по делу, является необоснованным. В компетенцию УФСИН, как территориального органа уголовно-исполнительной системы по Архангельской области, в соответствии с п. 15 Инструкции входит проверка обоснованности включения граждан в списки участников подпрограммы, в связи с чем, рассмотрение настоящего спора без привлечения УФСИН к участию в деле в качестве ответчика невозможно. Таким образом, на основании указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что истец и член ее семьи имеют право на участие в подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и подлежат включению в список граждан участников подпрограммы формируемый ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области, в связи с чем, исковые требования Римша О.П. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Римша Ольги Петровны удовлетворить. Признать за Римша Ольгой Петровной и членом ее семьи супругом ФИО4 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области включить Римша Ольгу Петровну и члена ее семьи супруга ФИО4 в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 21 ноября 2011 года. Председательствующий Р.А. Куйкин <данные изъяты>