О признании права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом



Дело № 2-819/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                 21 ноября 2011 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Куйкина А.Ю.,

при секретаре Ильиной Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в пос. Плесецк гражданское дело по исковому заявлению Метельской Нины Платоновны к Федеральному казенному учреждению Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом,

установил:

Метельская Н.П. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании права на получение социальной выплат, удостоверяемой сертификатом. Свои требования мотивирует тем, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на должности <данные изъяты> уголовно-исполнительной системы и имеет общую продолжительность службы в уголовно-исполнительной системе более 10 лет. В период работы ей выплачивалась заработная плата за счет средств федерального бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы, с приложением необходимых документов. В удовлетворении ее заявления ей было отказано в связи с отсутствием правовых оснований для включения ее в список участников программы. Просит признать ее и членов ее семьи, как лиц имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом и обязать УФСИН России по Архангельской области включить в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в ДД.ММ.ГГГГ.

        В судебном заседании истец Метельская Н.П. исковые требования уточнила и просила признать право Метельской Н.П. на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и обязать Федеральному казенному учреждению Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области включить Метельскую Н.П. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Пояснил, что уточнение исковых требований позволит обеспечить реализацию решения суда в случае удовлетворения исковых требований.

Ответчик ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направил, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В представленном ранее отзыве исковые требования не признает, поскольку истцом не были представлены все необходимые документы: справка об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы с указанием оснований увольнения. ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанные граждане должны обращаться в муниципальное образование по месту регистрации для дальнейшего переселения.

Ответчик УФСИН России по Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направил, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В представленном ранее отзыве исковые требования не признает, поскольку ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области является самостоятельным юридическим лицом, истец с заявлением о включении в подпрограмму «Жилище» не обращалась, список граждан составляет ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области. Истец не проходила службу в уголовно-исполнительной системе, не имеет специального звания, в связи с чем, ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области не имело права включать истца включать её в список участников подпрограммы. Полагает, что УФСИН России по Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица администрации МО «Пуксоозерское» своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика УФСИН России по Архангельской области и третьего лица администрации МО «Пуксоозерское».

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Судом установлено, что истец Метельская Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в <адрес> в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма администрацией МО «Пуксоозерское».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 1291-р (с изменениями внесенными распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р) <адрес> включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Как следует из акта проверки жилищных условий, проведенной администрацией МО «Пуксоозерское» ДД.ММ.ГГГГ, Метельская Н.П. нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживает в квартире не соответствующей санитарно-техническим требованиям.

Жилищная субсидия на приобретение и строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Метельской Н.П. не предоставлялась.

Истец иных жилых помещений не имеет, право на приватизацию не реализовывала, что подтверждается справкой Плесецкого филиала ГУП «БТИ Архангельской области» и уведомлением об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

Истец работала в учреждении КМ-401 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в учреждении ОУ-250 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанные учреждения относились к учреждениям уголовно-исполнительной системы и дислоцировались в Плесецком районе Архангельской области.

Метельская Н.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области с заявлением об участии в подпрограмме, ответ на которое был дан только 27 июля 2011 года, из которого следует, что истец относится к категории граждан, имеющих право участвовать в программе «Жилище на 2011-2015 годы».

В ответе, со ссылкой на подп. «а» п. 19 Правил, указано, что для участия в программе необходимо представить документы, в том числе: справку об общей продолжительности военной службы, выписку из приказа об увольнении с военной службы. После представления указанных документов, истец будет включена в состав участников подпрограммы.

Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец относится к категории граждан, проживающих в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, подлежит переселению из него и имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

Истец, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, зарегистрирована и проживает в <адрес>, отнесенном в установленном порядке к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Ответчики не оспаривают факт обращения истца в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Заявление Метельской Н.П. было оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что истцом не представлены документы об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы, на что также ссылаются ответчики в представленных отзывах на исковое заявление.

Указанные доводы суд считает не состоятельными, поскольку пп. «б» п. 5 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, не связывает право граждан, проживающих в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, с наличием определенного стажа военной службы.

В пп. «а» п. 19 указанных Правил, на основании которого ответчик ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области указал истцу о необходимости предоставления справки об общей продолжительности военной службы и выписки из приказа об увольнении, содержатся общие требования к документам, предоставляемых гражданами, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил.

Из содержания пп. «б» п. 5 и пп. «а» п. 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 года № ГКПИ08-2151, пп. 1 п. 4 Инструкции признан недействующим в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении.

В соответствии с п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

В судебном заседании установлено и объективно подтверждается материалами дела, что Метельская Н.П. соответствует требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.

Проживание граждан в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием для участия граждан в подпрограмме, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью переселения граждан из таких населенных пунктов

В силу п. 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание.

Истец Метельская Н.П. соответствует требованиям, указанным в п. 5 Правил и изъявила желание участвовать в подпрограмме еще в ДД.ММ.ГГГГ.

Довод ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области о том, что учреждение не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, также не соответствует положениям Правил.

Так, в силу п. 19 Правил, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы по месту расположения поселка.

Довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что УФСИН не является надлежащим ответчиком по делу, является необоснованным. В компетенцию УФСИН, как территориального органа уголовно-исполнительной системы по Архангельской области, в соответствии с п. 15 Инструкции входит проверка обоснованности включения граждан в списки участников подпрограммы, в связи с чем, рассмотрение настоящего спора без привлечения УФСИН к участию в деле в качестве ответчика невозможно.

Таким образом, на основании указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на участие в подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и подлежит включению в список граждан участников подпрограммы формируемый ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области, в связи с чем, исковые требования Метельской Н.П. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Метельской Нины Платоновны удовлетворить.

Признать за Метельской Ниной Платоновной право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области включить Метельскую Нину Платоновну в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2011 года.

Председательствующий                                                                                  Р.А. Куйкин

<данные изъяты>Р.А. Куйкин