Об оборудовании объектов социальной инфраструктуры, специальными приспособлениями



Дело № 2-821/11                                                                     

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Плесецк                                                                                                      30 ноября 2011 года.

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Куйкина Р.А.,

с участием прокурора Ямщикова М.А.,

при секретаре Ильиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк гражданское дело по иску прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий район» об обязании обеспечить вход в здание учебного корпуса специальными приспособлениями (пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов,

установил:

прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «Плесецкий район» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить вход в здание учебного корпуса № 1 МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа» специальными приспособлениями (пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов, мотивируя свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов в МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа» установлено, что на территории Плесецкого района численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 171 человек. МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа» имеет на праве оперативного управления три учебных корпуса, которые не обеспечивают условия жизнедеятельности для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения, а именно ни один вход в здание учебного корпуса МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу <адрес>, не приспособлен для маломобильных групп населения в нарушение требований п.п. 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - отсутствуют пандусы, которые бы обеспечивали беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения к учреждениям образования.

Помощник прокурора Ямщиков М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Тихов Б.Н. исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что на 2012 год в бюджете МО «Плесецкий район» запланированы денежные средства для оснащения зданий МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа» пандусами и все работы по устройству пандусов будут выполнены к ДД.ММ.ГГГГ.

Представители третьих лиц МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа» и Управление образования МО «Плесецкий район» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования, железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифты и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, дверные проемы не должны иметь порогов и их высота или перепад высот не должна превышать 0,025м.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа» имеет на праве оперативного управления три учебных корпуса, расположенных по адресу: корпус - <адрес>; корпус - <адрес>; корпус - <адрес>.

Указанные учебные корпуса не обеспечивают условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения, то есть, не обеспечена досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения; своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использование оборудования (в том числе для самообслуживания), получение услуг, участие в трудовом и учебном процессе и т.д., удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Ни один вход в здание учебного корпуса МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу <адрес>, не приспособлен для маломобильных групп населения в нарушение требований п.п. 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», поскольку отсутствуют пандусы, которые бы обеспечивали беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к учреждениям образования.

В соответствии с постановлением администрации Архангельской области «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» от 28 ноября 1997 года № 434, реконструкцию объектов, входящих в утвержденный указанным постановлением Перечень, в который входят здания высших, средних и специальных учебных заведений, следует осуществлять за счет средств организаций, в собственности которых они находятся.

Учебный корпус МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа», расположенный по адресу <адрес>, является муниципальной собственностью МО «Плесецкий муниципальный район», и в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ и на основании договора о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ передан в оперативное управление в МБОУ «Плесецкая средняя общеобразовательная школа», что не отрицается представителем ответчика.

Выявленные нарушения законодательства о социальной защите детей-инвалидов свидетельствуют о невыполнении администрацией МО «Плесецкий район» полномочий по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов к учреждениям образования, в результате чего несовершеннолетние инвалиды ограничены в правах, предусмотренных ст. 43 Конституции РФ.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривается представителем ответчика, что в настоящее время нарушения требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов, изложенные в исковом заявлении, ответчиком не устранены.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Плесецкого района Архангельской области об обязании администрации МО «Плесецкий район» обеспечить вход в здание учебного корпуса специальными приспособлениями (пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Судебные издержки по рассматриваемому делу следует отнести на счет средств муниципального бюджета МО «Плесецкий муниципальный район».

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Плесецкий район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить вход в здание учебного корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Плесецкая средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями (пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Плесецкий районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 декабря 2011 года.

Председательствующий                                                                                             Р.А. Куйкин.

<данные изъяты>