о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке



Дело № 2-182/12                                                                                   

                                                   РЕШЕНИЕ

                                     Именем Российской Федерации

           п. Плесецк                                                                                   21 февраля 2012 года.

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Черниенко Т.Е.,

при секретаре Шепуревой Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-182/12 по исковому заявлению Богданова Андрея Сергеевича к администрации муниципального образования «Плесецкое» о предоставлении жилого помещения,

                                                   установил:

           Богданов А.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о предоставлении жилого помещения, в обоснование заявленных требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку его родители -мать Богданова Т.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Богданов С.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ над ним установлена опека, и за ним закреплено право на жилое помещение в <адрес> <адрес>, где он проживал с дедушкой Диановым В.П. После смерти Дианова В.П. дом по наследству перешел к сыну Дианова В.П.- Дианову Н.В. Обязанность обеспечить его жилым помещением за счет средств бюджета <адрес> возложена на органы местного самоуправления. Указал, что до сих пор жилым помещением он не обеспечен, и временно проживает у родственников в <адрес>, своего жилья не имеет. Просил обязать МО «<данные изъяты>» предоставить ему во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес>, в виде отдельной квартиры, за счет средств бюджета <адрес>, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Истец Богданов А.С. в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца ФИО8 исковые требования Богданова А.С. поддержал, пояснил, что Богданов А.С. обучался в <адрес> <адрес>, после служил в рядах Вооруженных Сил, в настоящее время проживает у родственников в <адрес>, своего жилья не имеет. Просил обязать МО «<данные изъяты>» предоставить Богданову А.С. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта в черте поселка Плесецк, за счет средств бюджета <адрес>, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Обязанность предоставить Богданову А.С. жилое помещение возложена на органы местного самоуправления за счет средств бюджета <адрес>, а именно на МО «<данные изъяты>».

Представитель ответчика МО «Плесецкое» по доверенности ФИО9 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, в письменном отзыве пояснила, что возражений по поводу заявленных требований не имеет.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МО «Плесецкий муниципальный район» ФИО10 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что Богданов А.С. относится к категории лиц, из числа детей-сирот, собственного жилья не имеет, в связи с чем должен быть обеспечен жилым помещением, МО «<данные изъяты>» обязано в силу закона предоставить Богданову А.С. жилое помещение за счет средств бюджета <адрес>.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов <адрес>, Министерства образования, науки и культуры <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

На основании ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Богданов А.С. в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей и относится к категории лиц из числа детей-сирот.

Из свидетельства о рождении Богданова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что его матерью является Гурова Татьяна Валентиновна, а отцом Богданов Сергей Иванович.

Согласно свидетельствам о смерти Богданова Т.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Богданов С.И. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Богдановым А.С. установлена опека, опекуном назначен Дианов В.П. и за Богдановым А.С. закреплено право на жилое помещение, расположенное в д.<адрес> без указания конкретного адреса.

ДД.ММ.ГГГГ Дианов В.П. умер, право собственности на жилое помещение - <адрес> д.<адрес> зарегистрировано согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ за Диановым Н.В.

Согласно справки МО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Богданов А.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: д.<адрес>.

При рассмотрении дела судом установлено, что Богданов А.С. проходил обучение в <адрес>, впоследствии служил в рядах Вооруженных сил РФ, в настоящее время проживает без регистрации в <адрес>, с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в администрацию по месту жительства не обращался, поскольку не знал куда ему нужно обращаться.

В судебном заседании установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что до настоящего времени Богданову А.С. жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, пригодное для проживания, не предоставлено.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти <адрес>, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>» государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов <адрес>, городских и сельских поселений и городских округов <адрес>.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 48 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов <адрес> наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

В силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) определен Порядок предоставления финансовых средств органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий согласно которого финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемым местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

В соответствии с п. 4 ст. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договора социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа <адрес>. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района <адрес>, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п. 1 и. п. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с п. 2 Решения Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец Богданов А.С., обладающий статусом лица из числа детей-сирот и не обеспеченный жилым помещением имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям <адрес>, находящегося в черте поселка, по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв. м. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - администрацию МО «<данные изъяты>» с использованием средств бюджета <адрес>, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                         решил:

           

           Исковые требования Богданова Андрея Сергеевича удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «<данные изъяты>» предоставить Богданову Андрею Сергеевичу во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта в черте поселка <адрес>, за счет средств бюджета <адрес>, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2012 года.

           Председательствующий                                                          Т.Е.Черниенко