О признании недействующим постановления главы администрации МО



Дело № 2-399/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 12 апреля 2012 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего Доильницына А.Ю.,

при секретаре Черепановой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании постановления главы МО «Плесецкое» от 16 ноября 2011 года № 589 «О выдаче разрешения на капитальный ремонт в п. Плесецк, разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ , выданное без положительного заключения органа государственного строительного надзора недействующими с момента принятия, обязании главы МО «Плесецкое» устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства путем отмены незаконных правовых актов и выдачи разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства по адресу: <адрес>, признании действий главы МО «Плесецкое» по вселению жильцов в указанный многоквартирный жилой дом незаконными и обязании главы МО «Плесецкое выдать разрешение на ввод объекта капитального строительства – «Усиление строительных конструкций жилого <адрес> в <адрес>» в эксплуатацию, после получения в соответствии с требованиями градостроительного законодательства положительного заключения государственного строительного надзора о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации,

установил:

прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с заявлением, просит признать постановление главы муниципального образования «Плесецкое» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче разрешения на капитальный ремонт в п. Плесецк» и разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим с момента принятия. В обоснование заявления указывает, что в нарушение положений ст.ст. 1, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщиком в лице администрации МО «Плесецкое», не проведена государственная экспертиза проектной документации, в связи с чем, постановление главы МО «Плесецкое «О выдаче разрешения на капитальный ремонт в п. Плесецк» и разрешение на капитальный ремонт , являются незаконными. Протест прокурора Плесецкого района на незаконное постановление и разрешение в адрес главы МО «Плесецкое» отклонен. Принятие указанного постановления и выдача разрешения в нарушение действующего законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В ходе рассмотрения дела прокурор Плесецкого района Архангельской области уточнил требования, просит признать постановление главы МО «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче разрешения на капитальный ремонт в п. Плесецк» и разрешение главы МО «Плесецкое» на строительство от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на капитальный ремонт недействующим с момента принятия. Обязать главу МО «Плесецкое» устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства путем отмены незаконных правовых актов и выдачи разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства расположенного по адресу: <адрес>. Признать разрешение главы МО «Плесецкое» на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ , выданное без положительного заключения органа государственного строительного надзора недействующим с момента принятия. Признать действия главы муниципального образования «Плесецкое» по вселению жильцов в многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> незаконным. Обязать главу муниципального образования «Плесецкое» выдать разрешение на ввод объекта капитального строительства – «Усиление строительных конструкций жилого <адрес> в <адрес>» в эксплуатацию после получения в соответствии с требованием градостроительного законодательства положительного заключения государственного строительного надзора о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации. В обоснование заявления указывает, что должно быть выдано не разрешение на капитальный ремонт многоквартирного дома, а разрешение на реконструкцию многоквартирного жилого дома, что подтверждается представленным ГАУ АО «Управление государственных экспертизы» положительным заключением повторной государственной экспертизы по объекту капитального строительства - «Усиление строительных конструкций жилого <адрес> в <адрес>. Заключением установлено, что работы предусмотренные проектом организации строительства определены, как реконструкция, а не как капитальный ремонт. Аналогичная позиция была высказана и руководителем агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области в обращении на имя прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с тем, что главой МО «Плесецкое» на начальном этапе в нарушение требований ч. 2, п. 4.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации было выдано разрешение на капитальный ремонт, а не на реконструкцию, при производстве работ по «Усилению строительных конструкций жилого <адрес>, в <адрес>» государственный строительный надзор не осуществлялся. Застройщиком – администрацией МО «Плесецкое» при подаче заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не было получено заключения от Инспекции ГАСН по Архангельской области о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. В связи с этим, глава МО «Плесецкое» не имел права выдавать разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ и выдавать гражданам уведомления о вселении граждан в многоквартирный дом. Указывает, что незаконные действия администрации МО «Плесецкое» как застройщика и главы МО «Плесецкое» как должностного лица выдавшего незаконное разрешение на ввод объекта капитального строительства без положительного заключения органа государственного строительного надзора влекут за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасное проживание, а также нахождение вблизи реконструируемого объекта капитального строительства.

Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.

Глава администрации МО «Плесецкое» Огольцов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица главы МО «Плесецкое» Пирогова Ю.А. согласна с заявлением прокурора.

Представитель заинтересованного лица, Инспекции государственного строительного надзора Архангельской области ФИО5 требования прокурора поддерживает, пояснил, что инспекция в настоящее время не осуществляет надзор за капитальным ремонтом зданий. По дому <адрес>, фактически проводится реконструкция, фундамент и стены являются несущими конструкциями. Застройщиком при перерасчете были применены коэффициенты как для реконструкции, то есть фактически было признано, что проводится реконструкция.

Суд, в соответствии со ст.ст. 45, 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав мнение участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями ч.ч. 4, 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, выдаются органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка на основании заявления и приложения к нему установленного перечня документов, одним из которых является положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).

Судом установлено, что на основании постановления главы администрации МО «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ , администрации МО «Плесецкое» выдано разрешение на капитальный ремонт «Усиление строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>», сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, копии технического паспорта жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, указанный жилой дом не относится к объектам, государственная экспертиза в отношении проектной документации которых не проводится.

Материалами дела подтверждается, что разрешение от ДД.ММ.ГГГГ, было выдано в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по усилению строительных конструкций жилого <адрес>, в <адрес>.

По информации Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, работы по усилению фундамента, предусмотренные проектной документацией, подпадают под понятие «реконструкция объектов капитального строительства», в связи с чем, в данном случае необходима выдача разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что разрешение на капитальный ремонт «Усиление строительных конструкций жилого дома» от ДД.ММ.ГГГГ, было выдано главой МО «Плесецкое» в нарушение положений действующего градостроительного законодательства.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ глава МО «Плесецкое» Огольцов А.В. отказал гражданке ФИО6 в продлении срока действия договора найма жилого помещения по адресу: <адрес>, мотивировав свой отказ тем, что в <адрес> в <адрес> закончены строительные работы, дом пригоден для проживания, и ФИО6 предложено освободить занимаемое жилое помещение.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом осуществляющим строительство.

В соответствии с п. 4.3.4 положительного заключения повторной государственной экспертизы по объекту капитального строительства - «Усиление строительных конструкций жилого <адрес> в <адрес>», представленного ГАУ АО «Управление государственных экспертизы», объект капитального строительства является объектом реконструкции, а не капитального ремонта.

Аналогичная позиция была высказана руководителем агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области в обращении на имя прокурора Плесецкого района от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется, в том числе, при: реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

В силу п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщику необходимо представить в том числе и заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Поскольку главой МО «Плесецкое» на начальном этапе в нарушение требований ч. 2, п. 4.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации было выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на капитальный ремонт, а не на реконструкцию, при производстве работ по «Усилению строительных конструкций жилого <адрес>, в <адрес>» государственный строительный надзор не осуществлялся.

В нарушение указанных норм градостроительного законодательства застройщиком – администрацией МО «Плесецкое» при подаче заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заключения от Инспекции ГАСН по Архангельской области о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации получено не было.

В связи с этим глава МО «Плесецкое» не имел права выдавать разрешение от ДД.ММ.ГГГГ , на ввод объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, в эксплуатацию и выдавать гражданам уведомления о вселении граждан в указанный многоквартирный дом.

Указанные незаконные действия администрации МО «Плесецкое» как застройщика и главы МО «Плесецкое» как должностного лица выдавшего незаконное разрешение на ввод объекта капитального строительства без положительного заключения органа государственного строительного надзора влекут за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасное проживание, а также нахождение вблизи реконструируемого объекта капитального строительства.

При указанных обстоятельствах, заявление прокурора Плесецкого района является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь, ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать постановление главы муниципального образования «Плесецкое» Огольцова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче разрешения на капитальный ремонт в п. Плесецк» и разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ недействующим с момента принятия.

Обязать главу муниципального образования «Плесецкое» устранить нарушения градостроительного законодательства путем отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче разрешения на капитальный ремонт в п. Плесецк» и разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и выдачи разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства расположенного по адресу: <адрес>.

Признать разрешение главы МО «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ на ввод объекта капитального строительства по адресу: <адрес> эксплуатацию, выданное без положительного заключения органа государственного строительного надзора недействующим с момента принятия.

Признать действия главы МО «Плесецкое» по вселению жильцов в многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> незаконными.

Обязать главу МО «Плесецкое» устранить нарушения градостроительного законодательства путем выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства – «Усиление строительных конструкций жилого <адрес> в <адрес>» в эксплуатацию после получения в соответствии с требованием градостроительного законодательства положительного заключения государственного строительного надзора о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2012 года.

Председательствующий А.Ю. Доильницын