<данные изъяты> Дело № 2-286/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Плесецк 11 апреля 2012 года Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю., при секретаре Черепановой Ю.С., с участием прокурора, старшего помощника прокурора Плесецкого района Богданова А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Емцовское» Плесецкого района об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, проведения очистки от снега подъездов и проездов к пожарным водоемам, обеспечении западной части п. Емца четырьмя пожарными резервуарами или искусственными водоемами, установил: прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с иском к администрации МО «Емцовское», просит обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, провести очистку от снега подъездов и проездов к пожарным водоемам расположенным по адресу: <адрес>, утеплить горловины, обеспечить пожарные водоемы обозначениями и указателями направления движения к ним, и обратить решение в указанной части к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ. Также просит обязать ответчика обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ западную часть территории п. Емца четырьмя пожарными резервуарами или искусственными водоемами, расположенных рассредоточено, с требуемым по нормам расходом воды на нужды пожаротушения, с твердым покрытием дорог и подъездов к ним, и соответствующим обозначением. В обоснование иска указывает, что в ходе проверки администрации МО «Емцовское» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Пожарные водоемы, расположенные по адресу: <адрес> эксплуатируются в нарушение требований правил пожарной безопасности. Подъезды и проезды к водоисточникам не очищены от снега, горловины не утеплены и не имеют обозначений, нет указателей направления движения к водоисточникам, в нарушение п. 23, 89, 90 ППБ 01-03. В нарушение п.п. 3, 89 ППБ 01-03; п.п. 2.13, 2.14, 9.28, 9.29, 9.30 табл. 5,6,7 СНиП 2.04.02-89*, западная часть п. Емца не обеспечена пожарными резервуарами или искусственными водоемами из расчета не менее 2-х на каждое строение в радиусе 200 метров до строений, с требуемым по нормам расходом воды на нужды пожаротушения, с твердым покрытием дорог и подъездов к ним. В судебном заседании прокурор, старший помощник прокурора Плесецкого района Богданов А.Л. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика, глава администрации МО «Емцовское» Колос П.П. с иском не согласен, считает требования прокурора необоснованными, поскольку пожарных водоемов в указанных местах не существует, они не числятся в реестре. Фактически имеются емкости, зарытые в землю. Указывает, что проверка проведена без его участия. Ссылается на отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования, полагает, что в случае удовлетворения требований прокуратуры, будет нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, пояснил, что в этом случае будет невозможной окончание строительства пожарного депо. Третье лицо ОНД Плесецкого района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, причин неявки не сообщил. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В соответствии со статьей 3 Закона № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами, где основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности является: организация деятельности пожарной охраны, разработка и осуществление мер пожарной безопасности, проведение пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Статья 19 Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). Из пункта 16 статьи 67 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», следует, что к рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Согласно ст. 68 Закона № 123-ФЗ, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Таким образом, полномочия органов местного самоуправления по обустройству и содержанию водоемов для целей пожаротушения, предусмотрены в силу закона и не находятся в зависимости от наличия либо отсутствия таких источников на балансе муниципального образования, отсутствия финансовых средств. В силу п. 23, 89, 90 ППБ 01-03, дороги, проезды и подъезды к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В соответствии с пунктами 2, 3 примечания к п. 9.28 СНиП 2.04.02-89*, к пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с покрытием дорог согласно п. 14.6. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83. В силу п. 9.29 СНиП 2.04.02-89*, количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение. Согласно п. 9.30 СНиП 2.04.02-89*, пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе, при наличии автонасосов – 200 метров. В соответствии со статьей 18 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ, «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», муниципальное образование «Емцовское» наделено статусом городского поселения, с административным центром - рабочий поселок Емца. Из информации ОНД Плесецкого района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в п. Емца, грубо нарушены требования правил пожарной безопасности по обеспечению западной части поселка противопожарным водоснабжением, надлежащим содержанием источников и подъездов к ним, что в случае возникновения пожара создает угрозу неопределенного круга лиц. Нарушение требований пожарной безопасности подтверждаются также актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, информацией инспектора ОНД Плесецкого района лейтенанта внутренней службы ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом помощника прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения требований пожарной безопасности изложенных в нормативных документах по пожарной безопасности подлежат устранению, поскольку в случае возникновения пожара, возникает угроза жизни и здоровью жителей п. Емца. Таким образом, в данном случае имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц. Доводы представителя ответчика о том, что на балансе МО «Емцовское» нет пожарных водоемов, являются несостоятельными, поскольку в силу Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», требования пожарной безопасности, это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела подтвердил фактическое наличие пожарных водоемов, в виде емкостей с водой, закопанных в землю. Пожарные водоемы должны содержаться и быть оборудованными в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности. Доводы представителя ответчика о том, что удовлетворение требований прокурора и дальнейшее исполнение решения суда повлечет нецелевое использование бюджетных средств, также являются несостоятельными, поскольку формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор просит обратить решение в части требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить проведение очистки от снега подъездов и проездов к пожарным водоемам, расположенным по адресам: <адрес>, утеплить горловины, обеспечить пожарные водоемы обозначениями и указателями направления движения к ним, к немедленному исполнению. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Нарушения требований пожарной безопасности, изложенных в нормативных документах по пожарной безопасности в части содержания и оборудования пожарных водоемов, в случае пожара, повлечет возникновение угрозы жизни и здоровью жителей п. Емца, в связи с чем, суд считает необходимым обратить решение в указанной части к немедленному исполнению. В части требований об обязании администрации МО «Емцовское» обеспечить западную часть территории п. Емца четырьмя пожарными резервуарами или искусственными водоемами, расположенными рассредоточено, с требуемым по нормам расходом воды на нужды пожаротушения, с твердым покрытием дорог и подъездов к ним, и соответствующими обозначениями, прокурор просит установить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика, глава администрации М «Емцовское» ФИО3 пояснил, что исполнение решения в указанный срок будет невозможно, однако не привел каких-либо обоснованных доводов, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок. При указанных обстоятельствах, суд устанавливает срок для исполнения решения в указанной части до ДД.ММ.ГГГГ. При наличии уважительных причин, делающих невозможным исполнение решения суда в установленный в нем срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения, в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области – удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Емцовское» устранить нарушения требований пожарной безопасности, обеспечить проведение очистки от снега подъездов и проездов к пожарным водоемам, расположенным по адресам: <адрес>, утеплить горловины, обеспечить пожарные водоемы обозначениями и указателями направления движения к ним. В указанной части решение подлежит немедленному исполнению. Обязать администрацию муниципального образования «Емцовское» устранить нарушения требований пожарной безопасности, обеспечить западную часть территории <адрес> четырьмя пожарными резервуарами или искусственными водоемами, расположенными рассредоточено, с требуемым по нормам расходом воды на нужды пожаротушения, с твердым покрытием дорог и подъездов к ним, и соответствующими обозначениями в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области. В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын <данные изъяты>