О предоставлении мер социальной поддержки и освободить от уплаты задолженности за отопление и содержание жилья



К<данные изъяты>

Дело № 2-20/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                  17 января 2012 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Черепановой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нирода Александра Дмитриевича к Товариществу собственников жилья «Кристалл», Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, о признании права на льготу в виде бесплатного отопления и содержания жилья и предоставлении льготы в виде бесплатного отопления и содержания жилья с ДД.ММ.ГГГГ и освобождении от уплаты задолженности за отопление и содержание жилья,

установил:

Нирода А.Д обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Кристалл» (далее - ТСЖ «Кристал»), просит признать за ним право на льготу в виде бесплатного отопления и содержания жилья с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ТСЖ «Кристалл» произвести перерасчет, списав с лицевого счета сумму долга в размере за отопление и 5 за содержание жилья. В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <данные изъяты> в <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ пользовался льготой в виде бесплатного освещения и отопления, предусмотренной ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. В настоящее время ответчик отказывает в предоставлении указанной льготы, ссылаясь на отсутствие нормативного правого акта, регулирующего вопросы ее предоставления. Полагает, что в настоящее время также имеет право на сохранение указанных льгот.

Истец Нирода А.Д. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В предварительном судебном заседании пояснил, что в настоящее время является пенсионером, ответчик высылает ему счета на оплату, где указан долг по оплате отопления на сумму и содержание жилья на сумму Пояснил, что задолженность образовалась примерно с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика, председатель ТСЖ «Кристалл» ФИО4 с иском не согласен, пояснил, что в настоящее время, порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, в том числе уволившихся до ДД.ММ.ГГГГ разработан и утвержден Правительством РФ в Постановлении от 17 октября 2011 года. Истец должен обращаться за предоставлением льгот по месту работы до увольнения, в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области. В случае предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и содержания жилья, ТСЖ «Кристалл» фактически будет предоставлять услуги бесплатно, что приведет к банкротству.

Представитель третьего лица администрации МО «Плесецкое» Пирогова Ю.А. с исковыми требованиями не согласна, поскольку ТСЖ «Кристалл» не может бесплатно предоставлять услуги по отоплению и содержанию жилья. Считает, что в случае удовлетворения иска, льгота в виде бесплатного освещения и отопления должна предоставляться ТСЖ «Кристалл» не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ, со момента образования ТСЖ «Кристалл». Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года № 839 предусмотрены денежные выплаты медицинским работникам в целях осуществления социальной поддержки.

Ответчик ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области, просит рассмотреть дело без участия их представителя. В представленном письменном отзыве указывает, что меры социальной поддержки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года № 839, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы, в том числе в случае их увольнения до 01 января 2012 года.

Суд, выслушав мнение участников судебного разбирательства, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Нирода А.Д., зарегистрирован и фактически проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается копией договора найма жилого помещения, копией поквартирной карточки.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Нирода А.Д. работал в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ Нирода А.Д. был уволен по пункту 2 статьи 81 (сокращение численности или штата работников организации) Трудового кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки Нирода А.Д., копией архивной справки УФСИН России по Архангельской области, копией справки ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем трудовой пенсии по старости.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Как следует из материалов дела, пояснений истца в предварительном судебном заседании, до ДД.ММ.ГГГГ, истцу мера социальной поддержки в виде жилищно-коммунальной льготы на бесплатное отопление и содержание занимаемого жилого помещения предоставлялась на основании части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В настоящее время ответчик отказывает в предоставлении указанной меры социальной поддержки.

Как следует из копий квитанций на оплату коммунальных услуг, лицевого счета, Нирода А.Д., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел задолженность по оплате содержания жилья в размере , и отоплению в размере .

В соответствии с правовой позицией, неоднократно выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена или приостановление выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Согласно части 4 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в рамках пересмотра прежней системы социальных гарантий для отдельных категорий населения федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочие по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 01 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников только той части государственной системы здравоохранения, к которой в настоящее время отнесены федеральные специализированные организации здравоохранения. Их перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля», действующим в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 594.

Больницы, находящиеся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, в этом перечне не указаны, в связи с чем, их медицинские работники, в отличие от аналогичной категории работников иных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, оказались лишенными возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской местности, до 01 января 2005 года пользовался жилищно-коммунальными льготами на основании части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в прежней редакции, фактически утратили на них право без какой-либо компенсации.

Такое правовое регулирование не согласуется с вышеприведенной позицией Конституционного Суда Российской Федерации и вступает в противоречие с предписаниями части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Положения указанной нормы Закона не предполагают отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения на основании законодательства, действовавшего до 01 января 2005 года, а, напротив, обеспечивают их сохранение после указанной даты при возможном изменении способа социальной защиты этих лиц, в том числе путем предоставления в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Из изложенного следует, что закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения с 01 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников федеральных организаций здравоохранения, не относящихся к федеральным специализированным организациям здравоохранения, не может послужить основанием для лишения истца, являющегося медицинским работником больницы, относящейся к ведению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми он пользовался до 01 января 2005 года на основании ранее действовавшего законодательства.

До урегулирования действующим законодательством порядка, который предоставит указанной категории медицинских работников меры социальной поддержки, на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к ТСЖ «Кристалл» о признании права на предоставление меры социальной поддержки в виде жилищно-коммунальной льготы на бесплатное отопление и содержание жилья с 01 января 2005 года и понуждении ответчика предоставить данную меру социальной поддержки.

Статьей 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», действующей с 01 января 2012 года, установлены права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования.

Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года № 839, с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года установлены меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Как следует из пункта 3 указанного Постановления, меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Постановлением, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы, в том числе в случае их увольнения до 1 января 2012 года.

Для указанных категорий лиц, уволившихся до 01 января 2012 года и имевших право на бесплатное предоставление квартир по состоянию на 31 декабря 2004 года, пунктом 2 Постановления предусмотрена единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения.

В силу пункта 4 Постановления № 839, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Заочным решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования Нирода А.Д. к открытому акционерному обществу «Архангельская сбытовая компания» о предоставлении меры социальной поддержки, возложении обязанности произвести перерасчет, за Нирода А.Д. признано право на льготу в виде бесплатного освещения занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из содержания указанного решения, фактически Нирода А.Д. предоставлена льгота в виде бесплатной электрической энергии, являющейся в соответствии с положениями жилищного законодательства Российской Федерации одним из видов коммунальных услуг.

Положения ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, не могут рассматриваться, как позволяющие предоставлять медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, льготы по оплате освещения, не предоставляя при этом льготу по оплате других жилищно-коммунальных услуг, занимаемого такими гражданами жилого помещения.

Поскольку вступившим в законную силу судебным решением, за Нирода А.Д. признано право на льготу в виде бесплатного освещения занимаемого жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что истцу не может быть предоставлена единовременная денежная выплата, предусмотренная п. 2 Постановления Правительства РФ № 839.

В соответствии с п. 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет.

Указанное Постановление было признано недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года № 625, то есть до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Иными федеральными нормативными актами, право за перешедшими на пенсию квалифицированными медицинскими работниками, проживающими в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное жилье с отоплением и освещением не предоставлено.

Из материалов дела следует, что истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имел стаж работы на должностях медицинского персонала в сельской местности более 10 лет, пользовался льготами по бесплатному отоплению и содержанию жилья до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его объяснениями в предварительном судебном заседании. Вступившим в законную силу решением <адрес>, за истцом признано право на льготу в виде бесплатного освещения жилого помещения.

Указанные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании права на льготу в виде бесплатного отопления и содержания жилья с ДД.ММ.ГГГГ и списании долга за отопление и содержание жилья, подлежат удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ № 839, предусматривается предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения в виде ежемесячной выплаты в размере , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе медицинским работникам, уволенным до ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действие мер социальной поддержки в виде льготы по отоплению и содержанию жилья, должно быть ограничено ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителей ответчика и третьего лица, о том, что льгота должна предоставляться с даты образования товарищества собственников жилья, а не с ДД.ММ.ГГГГ необоснованны, поскольку право истца на предоставление указанных льгот не находится в зависимости от даты образования ТСЖ «Кристалл». Кроме того, как следует из лицевого счета Нирода А.Д., к ТСЖ «Кристалл» с ДД.ММ.ГГГГ перешла задолженность истца за оплату отопления ООО «ПЖКХ».

Оснований для удовлетворения иска к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области суд не усматривает.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче иска Нирода А.Д. была уплачена государственная пошлина в размере , которая подлежит взысканию с ответчика.

При подаче искового заявления, размер государственной пошлины подлежащей уплате истцом в размере , был снижен на основании мотивированного определения судьи до .

Поскольку исковые требования в части списания долга по оплате отопления и содержания жилья удовлетворены, с ответчика ТСЖ «Кристалл» в бюджет муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере .

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Нирода Александра Дмитриевича к Товариществу собственников жилья «Кристалл», Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» - удовлетворить частично.

Признать за Нирода Александром Дмитриевичем право на льготу в виде бесплатного отопления и содержания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Обязать Товарищество собственников жилья «Кристалл» произвести перерасчет, списав с лицевого счета Нирода Александра Дмитриевича сумму долга в размере за отопление и , всего в размере .

В удовлетворении иска Нирода Александра Дмитриевича к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области - отказать.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Кристалл» в пользу Нирода Александра Дмитриевича в возврат государственной пошлины .

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Кристалл» в пользу бюджета муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» государственную пошлину в размере .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 января 2012 года.

Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>