Об обязании обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности



К<данные изъяты>

Дело № 2-199/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк               29 февраля 2012 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Черепановой Ю.С.,

с участием прокурора, помощника Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Давыдова И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об обязании обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности: оборудовании здания туберкулезного корпуса № 5 автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией,

установил:

Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», (далее - ЛИУ-8) просит обязать ответчика обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности: оборудовать здание туберкулезного корпуса № 5 автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03, п. 9 таблица 1 НПБ 110-03, и системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03, п. 15 таблица 2 НПБ 104-03. В обоснование исковых требований указывает, что по результатам проверки, проведенной в ЛИУ-8, были выявлены нарушения требований ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года, Федерального закона № I23-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности от 18.06.2003 года (далее по тексту ППБ 01-03), приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (ППБ 110-03), приказа МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»» (НПБ 104-03).

В судебном заседании прокурор Давыдов И.Л. исковое заявление поддержал по изложенным в нем доводам, просит установить ответчику срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье как сотрудников ЛИУ-8, так и осужденных содержащихся в учреждении.

Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области Папкова Е.И. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями в части бездействия со стороны начальника учреждения не согласны, поскольку в здании туберкулезного корпуса проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения. Выполнение требований пожарной безопасности потребует значительных материальных средств, ранее в УФСИН направлялись заявки на их выделение и оказание технической помощи, однако денежные средства выделены не были. В случае удовлетворения иска просит предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Третье лицо УФСИН России по Архангельской области просит рассмотреть дело без участия их представителя. В отзыве на исковое заявление указывает, что в течение 2009 года в соответствии с программой капитального и текущего ремонта, в ЛИУ-8 были проведены работы по капитальному ремонту туберкулезного корпуса № 5, ремонт полов, стен, кровли, инженерных сетей. Установку пожарной сигнализации планировалось произвести при поступлении финансирования из средств федерального бюджета на данные цели. В случае удовлетворения иска просит отсрочить исполнение решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью разработки проектно-сметной документации и непосредственно монтаж пожарной сигнализации.

Выслушав мнение участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 28 февраля 2011 года № 99.

В соответствии с п. 2.5.1 Устава, ЛИУ-8 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения.

В соответствии с п. 4.6 Устава, начальник Учреждения обеспечивает работникам учреждения безопасные условия труда, охрану труда, пожарную и экологическую безопасность и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за ущерб, причиненный их здоровью.

В соответствии с п. l.13 Устава, правовую основу деятельности Учреждения составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ч. 2 ст. 1) развивая положения Конституции РФ, определяет одной из задач уголовно-исполнительного законодательства - охрану прав и свобод, законных интересов осужденных.

В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2, 4 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 20, ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315, утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и о6орудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаpотушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), которыми установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех типах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.

Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года № 323, утверждены нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 года № 4837), которыми установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях, а также типа СОУЭ, и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

Как следует из материалов дела, 13 января 2012 года в ЛИУ-8 помощником Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка.

По результатам проверки были выявлены нарушения требований ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ППБ 01-03, ППБ 110-03, НПБ 104-03.

На территории исправительного учреждения введен в эксплуатацию туберкулезный корпус № 5, в котором проживают осужденные, проходящие лечение от туберкулеза легких. Указанное помещение эксплуатируется с нарушением требований п. 3 ППБ 01-03, п. 9 таблица 1 НПБ 110-03, п. 3 ППБ 01-03, п. 15 таблица 2 НПБ 104-03, а именно здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией.

Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права, здание туберкулезного отделения, расположенного по адресу: Плесецкий район, п. Пукса, ул. Центральная, д. 39 передано в оперативное управление федеральному бюджетному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.

На основании приказа ФСИН России от 28 февраля 2011 года № 99, изменен тип     федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.

Таким образом, ЛИУ-8 не выполняется возложенная на него законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, то есть состояние защищенности личности от пожара, гарантированное Федеральным законом «О пожарной безопасности».

Доводы представителя ответчика о том, что ЛИУ-8 ранее обращалось в УФСИН России по Архангельской области с заявками о выделении финансирования для оборудования здания туберкулезного корпуса № 5 автоматической пожарной сигнализацией, являются несостоятельными, поскольку в представленных копиях писем от 14 апреля 2011 года и 31 мая 2011 года, не содержится указания на туберкулезный корпус № 5.

ЛИУ-8 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, в том числе сотрудников исправительного учреждения, осужденных, состав которых меняется и иных лиц, посещающих учреждение, в связи с чем, неисполнение со стороны учреждения требований федерального законодательства о пожарной безопасности ставит под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.

Таким образом, требования прокурора об обязании ЛИУ-8 обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из заявленных требований, с учетом мнения прокурора, суд устанавливает срок для исполнения решения - до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика просит установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, представитель третьего лица УФСИН России по Архангельской области просит отсрочить исполнение решения до ДД.ММ.ГГГГ. Суд считает, что указанные сроки являются несоразмерно длительными, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье осужденных и сотрудников учреждения. При наличии уважительных причин, которые могут повлечь невозможность исполнения решения суда, в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратится с заявлением об отсрочке исполнения в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности: оборудовать здание туберкулезного корпуса № 5 (туберкулезного отделения), расположенного по адресу: <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п. 3 ППП 01-03, п. 9 таблица 1 НПБ 110-03 и системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03, п. 15 таблица 2 НПБ 104-03, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2012 года.

Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>