О включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии



К<данные изъяты>

Дело № 2-180/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Плесецк               06 марта 2012 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Черепановой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамлак Светланы Викторовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области об обязании включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья с даты обращения, обязании назначить и начислить пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ

установил:

Хамлак С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе (далее - ГУ УПФ в Плесецком районе), просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья с даты обращения, с ДД.ММ.ГГГГ и обязать назначить и начислить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья досрочно, с даты обращения ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ в Плесецком районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением в указанные периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья в сельской местности. Считает, что ответчик неправомерно исключил указанные периоды из её трудового стажа, отказав в назначении трудовой пенсии по старости досрочно.

Представитель ответчика ГУ УПФ в Плесецком районе Михайлов В.В. с иском не согласен, поскольку спорные периоды работы истца не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Должности и учреждения где истец работала, не указаны в Списках должностей и учреждений, работа на которых засчитывается в трудовой стаж. Работодатель ликвидирован, поэтому истребование справок уточняющих характер работы истца, не представляется возможным, архивные документы не подтверждают факт осуществления истцом лечебной деятельности.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок исчисления и перерасчета размера пенсии регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

В соответствии со ст. 7, подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет женщинам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.

Право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подп 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с указанной нормой и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,

В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Судом установлено, что Хамлак С.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ в Плесецком районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья и сельской местности и поселках городского типа в учреждениях здравоохранения.

Как следует из решения ГУ УПФ в Плесецком районе от ДД.ММ.ГГГГ Хамлак С.В. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, который на дату обращения составил 17 лет 0 месяцев 20 дней.

Из материалов дела, отказного дела Хамлак С.В. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала <данные изъяты>.

Указанные периоды не включены в специальный стаж, как работа в должности, не предусмотренной Списком должностей и учреждений (не подтверждение факта осуществления лечебной деятельности).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала <данные изъяты>. Этот период также не включен в специальный стаж истца как работа в учреждении, не предусмотренном Списком должностей и профессий.

Из трудовой книжки Хамлак <данные изъяты> С.В., усматривается, что истец после окончания <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу на <данные изъяты>.

Факт работы истца на указанных должностях в спорные периоды ответчиком не оспаривается.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности старшей медсестры детского сада в перечне учреждений здравоохранения отсутствует.

Периоды работы Хамлак С.В. в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а также в должности <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) имели место до ДД.ММ.ГГГГ.

До указанной даты действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее - Перечень от 17 декабря 1959 года № 1397), в котором в числе лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений указаны фельдшерско-акушерские пункты, детские сады, в числе должностей - фельдшеры и медицинские сестры, независимо от наименования должности.

В соответствии с п. 3 Положения, утвержденного ПостановлениемСовета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитываются работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.

Должность истицы в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заведующая ФАП - относилась к руководящим должностям среднего медицинского персонала, а само учреждение (ФАП) к учреждениям органов здравоохранения.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года признано недействующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, с 01 октября 1993 года.

Поскольку вопрос о включении того или иного периода в специальный стаж работы должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего в период выполнения работником трудовых обязанностей (работы), суд приходит к выводу о том, что периоды работы Хамлак С.В. в должности <данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку эти периоды имели место до ДД.ММ.ГГГГ.

Период работы Хамлак С.В. в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии с разъяснениями п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление № 1066).

Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Пунктом 1 Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Приказом Минздрава СССР от 27 июля 1973 года № 566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны» были утверждены в том числе: «Положение о фельдшерско-акушерском пункте», «Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере».

Приказ от 27 июля 1973 года № 566 утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 21 марта 2003 года № 118.

В соответствии с Положением о ФАПе, в нем предусматривались должности: заведующего ФАПом-фельдшера, акушерки, медсестры, санитарки. Как следует из Положения о заведующем ФАПе - фельдшере, заведующий выполнял не только руководящие функции, но и непосредственно осуществлял лечебную деятельность.

Материалами дела подтверждается наличие у Хамлак С.В. <данные изъяты> образования, и работы в должности <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Приказ от 27 июля 1973 года № 566.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в период работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец осуществляла лечебную деятельность, в связи с чем, должность <данные изъяты> относилась к среднему медицинскому персоналу, а сам <данные изъяты> - к лечебно-профилактическому учреждению, предусмотренному Списком .

Нахождение учреждений, в которых истец работала в спорные периоды, в сельской местности, ответчиком не оспаривается.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что периоды работы истицы в должности заведующей ФАП ст. Обозерская Отделенческой больницы Северной железной дороги и медицинской сестры детского сада Обозерского известкового завода, а также заведующей ФАП, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.

С учетом включения спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, специальный стаж истца на момент обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости составит более 25 лет.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы, понесенные истцом на уплату государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере , исковые требования удовлетворены в полном объеме, указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Хамлак Светланы Викторовны - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе включить в стаж Хамлак Светланы Викторовны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

Признать за Хамлак Светланой Викторовной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья с даты обращения ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области назначить и начислить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья досрочно, с даты обращения ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области в пользу Хамлак Светланы Викторовны расходы на оплату государственной пошлины в размере

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2012 года.

Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>