О признании права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом



К<данные изъяты>

Дело № 2-133/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                 21 февраля 2012 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Черепановой Ю.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в пос. Плесецк гражданское дело по исковому заявлению Даукантене Валентины Александровны к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании лицом, имеющим право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом и об обязании включить её в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в 2012 году,

установил:

Даукантене В.А. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее ЛИУ-8) и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН), просит признать её лицом, имеющим право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и обязать УФСИН России по Архангельской области включить её в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году. В обоснование исковых требований указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в учреждениях уголовно-исполнительной системы, была уволена со службы в связи с переводом в ЛИУ-8, заработная плата выплачивалась за счет средств бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ЛИУ-8 с заявлением (рапортом) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законодательством». Ответа на заявление не получила ни из ЛИУ-8, ни из УФСИН. В ДД.ММ.ГГГГ получила письмо, где было указано, что ей отказано в участии в программе «Жилище» на 2011-2015 годы на основании п.п. «б» п. 22 Правил: в связи с тем, что необходимо представить недостающие документы, а именно справку об общей продолжительности военной службы и выписку из приказа об увольнении с военной службы. Ответчик ЛИУ-8 не исполнил своей обязанности по рассмотрению поданного ею заявления и даче по нему мотивированного ответа, нарушив тем самым ее право на получение своевременной и надлежащей информации. При этом она не имела возможности устранить недостатки по предоставляемым документам в установленные законом сроки. Считает, что на основании пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» программы «Жилище» на 2011-2015 годы», участником подпрограммы могут быть граждане, которые постоянно проживают в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, каким является <адрес>, где она проживает.

В судебном заседании истец Даукантене В.А., поддержала исковые требования, пояснила, что квартира, в которой она проживает, принадлежит ей на праве собственности, администрацией МО «Пуксоозерское» было необоснованно издано постановление о включении квартиры в число «служебных», которое отменено ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца адвокат Яковлева Е.П. в судебном заседании поддержала исковые требования, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ЛИУ-8, в судебное заседание не явился, в представленном ранее отзыве, за подписью представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Папковой Е.И., просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих возражений указывает, что к заявлению Даукантене В.А. были приложены не все документы, предусмотренные п.п. «а» п. 19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно не приложены справка об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы. ЛИУ-8 не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанные граждане должны обращаться в муниципальное образование по месту регистрации для дальнейшего переселения.

Ответчик УФСИН России по Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направил, в представленном ранее отзыве за подписью представителя по доверенности Васильева С.В., исковые требования не признает, поскольку ЛИУ-8 является самостоятельным юридическим лицом, истец с заявлением о включении в подпрограмму «Жилище» в УФСИН не обращалась, список граждан составляет ЛИУ-8. Истец не проходила службу в уголовно-исполнительной системе, не имеет специального звания, в связи с чем, ЛИУ-8 не имело права включать истца в список участников подпрограммы. Также указывает, что в настоящее время в <адрес> ликвидировано учреждение уголовно-исполнительной системы, распоряжения Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р, от 07 октября 2004 года № 1291-р действовали для условий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день Правительством РФ не утвержден. Указывает, что проект документа о внесении изменений в перечень находится на согласовании в Правительстве РФ и не содержит <адрес>, поскольку в нем отсутствуют учреждения уголовно-исполнительной системы. Кроме того, полагает, что УФСИН России по Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области и УФСИН России по Архангельской области.

Выслушав мнение истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Судом установлено, что истец Даукантене В.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в <адрес>. по <адрес> в <адрес> в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности (л.д. 12, 13, 23, 50).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 1291-р (с изменениями внесенными распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р) <адрес> включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (л.д. 15, 51).

Как следует из акта проверки жилищных условий, проведенной администрацией МО «Пуксоозерское» ДД.ММ.ГГГГ, Даукантене В.А. нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживает в квартире не соответствующей санитарно-техническим требованиям, улучшить жилищные условия Даукантене В.А. не представляется возможным (л.д. 19).

Истец не состоит в очереди на улучшение жилищных условий в МО «Пуксоозерское», безвозмездная жилищная субсидия на приобретение и строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Даукантене В.А. не предоставлялась (л.д. 46, 57).

Истец и её супруг иных жилых помещений не имеют, право на приватизацию не реализовывали, что подтверждается справкой Плесецкого филиала ГУП «БТИ Архангельской области» и уведомлениями об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним из Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (л.д. 50, 55, 56).

Истец работала в учреждениях уголовно-исполнительной системы КМ-401 и ОУ-250 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанные учреждения дислоцировались в Плесецком районе Архангельской области (л.д. 8-11).

Даукантене В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».

Ответ из ЛИУ-8 в адрес Даукантене В.А., был направлен только ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что истец относится к категории граждан, имеющих право участвовать в программе «Жилище на 2011-2015 годы», однако необходимо представить документы согласно перечню в том числе справку об общей продолжительности военной службы, выписку из приказа об увольнении с военной службы. Поданные документы были также возвращены истцу (л.д. 20).

Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец относится к категории граждан, проживающих в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, подлежит переселению из него и имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

Истец, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, зарегистрирована и проживает в <адрес>, отнесенном в установленном порядке к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Ответчики не оспаривают факт обращения истца в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Заявление Даукантене В.А. было оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что истцом не представлены документы об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы, на что также ссылаются ответчики в представленных отзывах на исковое заявление.

Указанные доводы суд считает не состоятельными, поскольку пп. «б» п. 5 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, не связывает право граждан, проживающих в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, с наличием определенного стажа военной службы.

В пп. «а» п. 19 указанных Правил, на основании которого ответчик ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области указал истцу о необходимости предоставления справки об общей продолжительности военной службы и выписки из приказа об увольнении, содержатся общие требования к документам, предоставляемых гражданами, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил.

Из содержания пп. «б» п. 5 и пп. «а» п. 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности военной службы не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Таким образом, довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден, является необоснованным.

Приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 года № ГКПИ08-2151, пп. 1 п. 4 Инструкции признан недействующим в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении.

В соответствии с п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

В судебном заседании установлено и объективно подтверждается материалами дела, что Даукантене В.А. соответствует требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.

Проживание граждан в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием для участия граждан в подпрограмме, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью переселения граждан из таких населенных пунктов.

В силу п. 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание.

Истец соответствует требованиям, указанным в п. 5 Правил и изъявила желание участвовать в подпрограмме еще в ДД.ММ.ГГГГ, при этом, никакого решения по поступившему от Даукантене В.А. заявлению принято не было, ответ на заявление был дан только ДД.ММ.ГГГГ и документы были возвращены истцу.

В силу п. 13 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Таким образом, в результате бездействия ЛИУ-8 в части своевременного рассмотрения и принятия мотивированного решения по заявлению Даукантене В.А., поданному в 2010 году, истец была лишена возможности обратиться в установленный период с заявлением о выделении сертификата в 2012 году.

Довод ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области о том, что учреждение не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, также не соответствует положениям Правил.

Так, в силу п. 19 Правил, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Истец на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в МО «Пуксоозерское» не состоит, что не является обстоятельством, препятствующим участию в подпрограмме на основании пп. «б» п. 5 Правил, через учреждение уголовно-исполнительной системы, поскольку Правила не устанавливают для лиц, подлежащих переселению из поселков учреждений уголовно-исполнительной системы с особыми условиями хозяйственной деятельности, обязательного признания нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы по месту расположения поселка.

Довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что УФСИН не является надлежащим ответчиком по делу, также является необоснованным.

В компетенцию УФСИН, как территориального органа уголовно-исполнительной системы по Архангельской области, в соответствии с п. 15 Инструкции входит проверка обоснованности включения граждан в списки участников подпрограммы, в связи с чем, рассмотрение настоящего спора без привлечения УФСИН к участию в деле в качестве ответчика невозможно.

Указание в отзыве УФСИН о том, что в проекте документа о внесении изменений в перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение из которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, находящемся на согласовании в Правительстве РФ, не содержится п. Пуксоозеро Плесецкого района, является предположением, и не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2012 году и подлежит включению в список граждан участников подпрограммы формируемый ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Даукантене Валентины Александровны удовлетворить.

Признать Даукантене Валентину Александровну лицом, имеющим право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области включить Даукантене Валентину Александровну в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в 2012 году.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2012 года.

Председательствующий                         подпись                               А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>