<данные изъяты> Дело № 2-210/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Плесецк 23 марта 2012 года Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю., при секретаре Черепановой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колодиной Майи Поликарповны к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании за ней права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и об обязании включить её в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, установил: Колодина М.П. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее ЛИУ-8) и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН), просит признать за ней право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и обязать ЛИУ-8 включить её в список граждан-участников подпрограммы. В обоснование своих доводов указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в исправительно-трудовых учреждениях, жилищную субсидию не получала, другого жилья в собственности не имеет. В ДД.ММ.ГГГГ году обратилась в ЛИУ-8 с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законодательством», на которое ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, что истец относится к категории граждан, имеющих право участвовать в программе «Жилище на 2011-2015 годы». Предложено представить справку об общей продолжительности военной службы, выписку из приказа об увольнении с военной службы. Считает, что на основании подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» программы «Жилище» на 2011-2015 годы», участником подпрограммы могут быть граждане, которые постоянно проживают в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности. Указывает, что имеет право на получение от государства безвозмездной субсидии для приобретения жилья по указанному основанию, поскольку постоянно проживает на территории поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности продолжительное время, заявление подано до ДД.ММ.ГГГГ, иным жилым помещением не обеспечена. Истец Колодина М.П. и её представитель Пирогов М.Ю. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В судебном заседании представитель ответчика ЛИУ-8 Папкова Е.И. возражает против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснила, что к заявлению Колодиной М.П. не были приложены все документы, предусмотренные п.п. «а» п. 19 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, а именно, не приложены справка об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы с указанием основания увольнения. В связи с этим учреждение имеет все основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы. Считает, что ЛИУ-8 не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанные граждане должны обращаться в муниципальное образование по месту регистрации для дальнейшего переселения. Ответчик УФСИН России по Архангельской области просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В письменных отзывах исковые требования не признает, поскольку ЛИУ-8 является самостоятельным юридическим лицом, истец с заявлением о включении в подпрограмму «Жилище» в УФСИН не обращалась, список граждан составляет ЛИУ-8. Указывает, что в настоящее время в <адрес> ликвидировано учреждение уголовно-исполнительной системы, распоряжения Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р, от 07 октября 2004 года № 1291-р действовали для условий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден. Проект документа о внесении изменений в перечень находится на согласовании в Правительстве РФ и не содержит <адрес>, поскольку в нем отсутствуют учреждения уголовно-исполнительной системы. Полагает, что УФСИН России по Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Третье лицо администрация МО «Пуксоозерское» просит рассмотреть дело без участия их представителя, с исковыми требованиями о признании права на включение в списки получателей государственного жилищного сертификата согласна. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав мнение представителя ответчика ЛИУ-8, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее – подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. Судом установлено, что Колодина М.П. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес> в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО9 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 1291-р (с изменениями внесенными распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р) <адрес> включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Как следует из акта проверки жилищных условий, проведенной администрацией МО «Пуксоозерское» ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом является частным, деревянным, одноэтажным домом, <данные изъяты> года постройки. Истец в очереди на улучшение жилищных условий не состоит. Жилищная субсидия на приобретение и строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Колодиной М.П. не предоставлялась. Истец иных жилых помещений не имеет, право на приватизацию не реализовывала, что подтверждается справкой Плесецкого филиала <данные изъяты> и уведомлением об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним. Истец работала в учреждениях <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанные учреждения относились к учреждениям уголовно-исполнительной системы и дислоцировались в Плесецком районе Архангельской области. Колодина М.П. в 2011 году обратилась в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области с заявлением об участии в подпрограмме, ответ на которое был дан ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Колодина М.П. относится к категории граждан, установленных федеральной целевой программы «Жилище». Со ссылкой на подп. «а» п. 19 Правил, предложено представить документы согласно перечню, в том числе справку об общей продолжительности военной службы и выписку из приказа об увольнении с военной службы. Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец относится к категории граждан, проживающих в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, подлежит переселению из него и имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Истец, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, зарегистрирована и проживает в <адрес>, отнесенном в установленном порядке к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Ответчики не оспаривают факт обращения истца в 2011 году с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Заявление Колодиной М.П. было оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что истцом не представлены документы об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы, на что также ссылается ЛИУ-8 в письменном отзыве. Указанные доводы суд считает не состоятельными, поскольку подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, не связывает право граждан, проживающих в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, с наличием определенного стажа военной службы. В подп. «а» п. 19 указанных Правил, на основании которого ЛИУ-8 указало истцу о необходимости предоставления справки об общей продолжительности военной службы и выписки из приказа об увольнении, содержатся общие требования к документам, предоставляемых гражданами, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил. Из содержания подп. «б» п. 5 и подп. «а» п. 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Таким образом, довод УФСИН России по Архангельской области о том, что для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден, является необоснованным. Приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе. В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 года № ГКПИ08-2151, подп. 1 п. 4 Инструкции признан недействующим в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении. В соответствии с подп. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Колодина М.П. соответствует требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы. Проживание граждан в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием для участия граждан в подпрограмме, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью переселения граждан из таких населенных пунктов В силу п. 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание. В соответствии с п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 21 марта 2006 года № 153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина. Согласно подп. «в» п. 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Из п. 16.2 Правил следует, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах «а»-«ж» пункта 5 Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подп. «в» п. 16.1 Правил. Истец проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО9, сведений об ограничениях (обременениях) этого жилого помещения не зарегистрировано, однако доказательств того, что указанным лицом принято обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность суду не представлено. Общая площадь жилого помещения, в котором проживает истец, составляет №, истец просит признать право на участие в подпрограмме только за ней, члены семьи в качестве участников подпрограммы не указаны. При указанных обстоятельствах, размер общей площади жилого помещения, для расчета размера социальной выплаты Колодиной М.П., составит более 18 квадратных метров. Согласно информации предоставленной УФСИН России по Архангельской области, ФИО9 на состав семьи из четырех человек получил государственный жилищный сертификат по линии уголовно-исполнительной системы. Колодина М.П. не участвовала в качестве члена семьи при получении сертификата ФИО9 В связи с изложенным, размер социальной выплаты истцу, как участнику подпрограммы, должен быть рассчитан с учетом положений пунктов 16-16.2 Правил. Довод ЛИУ-8 о том, что учреждение не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, также не соответствует положениям Правил. Так, в силу п. 19 Правил, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы по месту расположения поселка. Довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что УФСИН не является надлежащим ответчиком по делу, является необоснованным. В компетенцию УФСИН, как территориального органа уголовно-исполнительной системы по Архангельской области, в соответствии с п. 15 Инструкции входит проверка обоснованности включения граждан в списки участников подпрограммы, в связи с чем, рассмотрение настоящего спора без привлечения УФСИН к участию в деле в качестве ответчика невозможно. Указание в отзыве УФСИН о том, что в проекте документа о внесении изменений в перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение из которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, находящемся на согласовании в Правительстве РФ, не содержится <адрес>, является предположением, ничем не подтверждено и не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и подлежит включению в список граждан участников подпрограммы формируемый ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Колодиной Майи Поликарповны – удовлетворить. Признать за Колодиной Майей Поликарповной право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области включить Колодину Майю Поликарповну в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2012 года. Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын <данные изъяты>