<данные изъяты> Дело № 2-209/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Плесецк 23 марта 2012 года Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю., при секретаре Черепановой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подоба Татьяны Степановны к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании за ней и членами её семьи права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и об обязании включить её и членов её семьи в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, установил: Подоба Т.С. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее ЛИУ-8) и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН), просит признать за ней и членами её семьи <данные изъяты> ФИО4, <данные изъяты> ФИО5 и <данные изъяты> ФИО6 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В обоснование своих доводов указывает, что с соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ проживает в квартире по адресу: <адрес>. В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> работала в исправительно-трудовых учреждениях. Истец с семьей нуждается в выделении квартиры с удобствами, жилищную субсидию не получали, другого жилья в собственности не имеют. В <данные изъяты> году обратилась в ЛИУ-8 с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законодательством», на которое был получен ответ, что необходимо представить справку об общей продолжительности военной службы, выписку из приказа об увольнении с военной службы, отказано в «участии». Считает, что на основании пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» программы «Жилище» на 2011-2015 годы», участником подпрограммы могут быть граждане, которые постоянно проживают в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности. Указывает, что она и члены ее семьи имеют право на получение от государства безвозмездной субсидии для приобретения жилья по указанному основанию. Истец Подоба Т.С. и её представитель Пирогов М.Ю. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В судебном заседании представитель ответчика ЛИУ-8 Папкова Е.И. возражает против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснила, что к заявлению Подоба Т.С. не были приложены все документы, предусмотренные п.п. «а» п. 19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, а именно, не приложены справка об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы с указанием основания увольнения. В связи с этим учреждение имеет все основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы. Считает, что ЛИУ-8 не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанные граждане должны обращаться в муниципальное образование по месту регистрации для дальнейшего переселения. Ответчик УФСИН России по Архангельской области просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В письменных отзывах исковые требования не признает, поскольку ЛИУ-8 является самостоятельным юридическим лицом, истец с заявлением о включении в подпрограмму «Жилище» в УФСИН не обращалась, список граждан составляет ЛИУ-8. Истец не проходила службу в уголовно-исполнительной системе, не имеет специального звания. Также указывает, что в настоящее время в <адрес> ликвидировано учреждение уголовно-исполнительной системы, распоряжения Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р, от 07 октября 2004 года № 1291-р действовали для условий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден. Проект документа о внесении изменений в перечень находится на согласовании в Правительстве РФ и не содержит <адрес>, поскольку в нем отсутствуют учреждения уголовно-исполнительной системы. Полагает, что УФСИН России по Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Третье лицо администрация МО «Пуксоозерское» просит рассмотреть дело без участия их представителя, с исковыми требованиями о признании права на включение в списки получателей государственного жилищного сертификата согласна. Третьи лица ФИО4 ФИО5 в судебное заседание не явилась, причин неявки не сообщили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав мнение представителя ответчика ЛИУ-8, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее – подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. Судом установлено, что истец ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ, члены её семьи: <данные изъяты> ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают в <адрес>. № по <адрес> в <адрес> в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма администрацией МО «Пуксоозерское». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 1291-р (с изменениями внесенными распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р) <адрес> включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Как следует из акта проверки жилищных условий, проведенной администрацией МО «Пуксоозерское» ДД.ММ.ГГГГ, Подоба Т.С. нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживает в квартире не соответствующей санитарно-техническим требованиям. Истец в очереди на улучшение жилищных условий не состоит. Жилищная субсидия на приобретение и строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ФИО1 и членам её семьи не предоставлялась. Истец и члены её семьи иных жилых помещений не имеют, право на приватизацию не реализовывали, что подтверждается справкой Плесецкого филиала <данные изъяты> <данные изъяты> и уведомлениями об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним. Истец работала в подразделениях <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанное учреждение относилось к учреждениям уголовно-исполнительной системы и дислоцировалось в Плесецком районе Архангельской области. Подоба Т.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области с заявлением об участии в подпрограмме, ответ на которое был дан ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Подоба Т.С. отказано в участии на основании п.п. «а» п. 22 Правил: непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 19 Правил, а именно не были предоставлены справка об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы. Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец и члены её семьи относятся к категории граждан, проживающих в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, подлежат переселению из него и имеют право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Истец, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, зарегистрирована и проживает в <адрес>, отнесенном в установленном порядке к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности. Ответчики не оспаривают факт обращения истца в 2011 году с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Заявление Подоба Т.С. было оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что истцом не представлены документы об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы, на что также ссылается ЛИУ-8 в письменном отзыве. Указанные доводы суд считает не состоятельными, поскольку подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, не связывает право граждан, проживающих в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, с наличием определенного стажа военной службы. В подп. «а» п. 19 указанных Правил, на основании которого ЛИУ-8 указало истцу о необходимости предоставления справки об общей продолжительности военной службы и выписки из приказа об увольнении, содержатся общие требования к документам, предоставляемых гражданами, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил. Из содержания подп. «б» п. 5 и подп. «а» п. 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Таким образом, довод УФСИН России по Архангельской области о том, что для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден, является необоснованным. Приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе. В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 года № ГКПИ08-2151, подп. 1 п. 4 Инструкции признан недействующим в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении. В соответствии с подп. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Подоба Т.С. соответствует требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы. Проживание граждан в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием для участия граждан в подпрограмме, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью переселения граждан из таких населенных пунктов В силу п. 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание. Истец просит признать право на участие в подпрограмме за ней, а также за членами её семьи: <данные изъяты> Согласно ст. 69 Жилищного Кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В соответствии с п.п. «а» п. 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи. Как следует из копии заявления о включении в состав участников подпрограммы, поданного истцом в ЛИУ-8 в декабре 2011 года, Подоба Т.С. указала в качестве членов своей семьи <данные изъяты> Возвращая заявление об участии в подпрограмме, ЛИУ-8 не высказало возражений по поводу указания в качестве члена семьи Подоба Т.С., её <данные изъяты> ФИО6, в письменных отзывах на исковое заявление, ответчики также не указывали каких-либо возражений по данному вопросу. Поскольку ФИО6 вселена в жилое помещение, занимаемое Подоба Т.С. по договору социального найма в качестве члена семьи нанимателя, что подтверждается материалами дела, суд считает возможным признать право на участие в подпрограмме в качестве члена семьи истца её <данные изъяты> ФИО6 Довод ЛИУ-8 о том, что учреждение не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, также не соответствует положениям Правил. Так, в силу п. 19 Правил, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы по месту расположения поселка. Довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что УФСИН не является надлежащим ответчиком по делу, является необоснованным. В компетенцию УФСИН, как территориального органа уголовно-исполнительной системы по Архангельской области, в соответствии с п. 15 Инструкции входит проверка обоснованности включения граждан в списки участников подпрограммы, в связи с чем, рассмотрение настоящего спора без привлечения УФСИН к участию в деле в качестве ответчика невозможно. Указание в отзыве УФСИН о том, что в проекте документа о внесении изменений в перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение из которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, находящемся на согласовании в Правительстве РФ, не содержится <адрес>, является предположением, ничем не подтверждено и не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2012 году и подлежит включению в список граждан участников подпрограммы формируемый ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Подоба Татьяны Степановны – удовлетворить. Признать за Подоба Татьяной Степановной и членами её семьи <данные изъяты> ФИО4, <данные изъяты> ФИО5, <данные изъяты> ФИО6 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области включить Подоба Татьяну Степановну и членов её семьи <данные изъяты> ФИО4, <данные изъяты> ФИО5, <данные изъяты> ФИО6 в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2012 года. Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын <данные изъяты>