<данные изъяты> Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Плесецк 05 апреля 2012 года Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю., при секретаре Черепановой Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании в пос. Плесецк гражданское дело по исковому заявлению Калашниковой Любови Александровны к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании лицом, имеющим право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом и об обязании включить её в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в ДД.ММ.ГГГГ установил: Калашникова Л.А. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее ЛИУ-8) и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН), просит признать её лицом, имеющим право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом и обязать включить её в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований указывает, что имеет общую продолжительность службы в уголовно-исполнительной системе более <данные изъяты>, уволена со службы ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата выплачивалась за счет средств государственного бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ЛИУ-8 с заявлением (рапортом) по установленной форме о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ с приложением всех необходимых документов. Ответа на заявление не получала на протяжении почти года, ни из ЛИУ-8, ни из УФСИН. ДД.ММ.ГГГГ получила письмо из ЛИУ-8, в котором сообщалось, что отказано в участии в подпрограмме на основании п.п. «б» п. 22 Правил: в связи с не предоставлением справки об общей продолжительности военной службы и выписки из приказа об увольнении с военной службы. Полагает, что ЛИУ-8 поданное заявление в ДД.ММ.ГГГГ не рассматривало вообще, не направляло его для проверки в УФСИН. Указывает, что на основании пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», участником подпрограммы могут быть граждане, которые постоянно проживают в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, каким является <адрес>, где она проживает. В судебном заседании истец Калашникова Л.А. поддержала исковые требования, просит удовлетворить исковое заявление. Представитель истца Яковлева Е.П. просит удовлетворить исковое заявление по изложенным в нем доводам, пояснила, что ЛИУ-8 не исполнило свою обязанность по своевременному рассмотрению поданного истцом заявления и даче по нему мотивированного ответа, чем нарушило право истца на получение своевременной и надлежащей информации. При этом истец не имела возможности устранить недостатки по представляемым документам в установленные законом сроки и соблюсти срок подачи повторного заявления, из полученного ответа невозможно установить, имеет истец право на получение сертификата или нет. Считает, что для предоставления сертификата достаточно самого факта проживания в <адрес>, других доказательств не требуется. Представитель ответчика ЛИУ-8 Папкова Е.И., действующая на основании доверенности, с иском не согласна. Пояснила, что в настоящий момент ЛИУ-8 осуществляет прием заявлений от граждан на участие в подпрограмме «Жилище» на основании Постановления Правительства РФ от 03 ноября 2011 года № 99 о внесении изменений в некоторые акта Правительства РФ, вступившие в законную силу с 01 января 2012 года. Истец обратилась с заявлением и оно принято ЛИУ-8. Ответчик УФСИН России по Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направило. В представленном отзыве, за подписью ФИО8, действующего на основании доверенности, исковые требования не признает, поскольку ЛИУ-8 является самостоятельным юридическим лицом, истец с заявлением о включении в подпрограмму «Жилище» в УФСИН не обращалась, список граждан составляет ЛИУ-8, УФСИН составляет сводный список до ДД.ММ.ГГГГ текущего года. Истец не проходила службу в уголовно-исполнительной системе, не имеет специального звания. Полагает, что УФСИН России по Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении исковых требований отказать. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика УФСИН России по Архангельской области. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее – подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. Судом установлено, что истец Калашникова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в <адрес> в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма администрацией <данные изъяты>». Истец приняла обязательство о расторжении договора социального найма в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 1291-р (с изменениями внесенными распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р) <адрес> включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Как следует из акта проверки жилищных условий, проведенной администрацией <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, истец, нуждается в выделении квартиры с удобствами. Истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий в <данные изъяты>», на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ДД.ММ.ГГГГ. Безвозмездная жилищная субсидия на приобретение и строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не предоставлялась. Истец иных жилых помещений не имеет, право на приватизацию не реализовывала, что подтверждается справкой Плесецкого филиала <данные изъяты> и уведомлением об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним из <данные изъяты> Калашникова Л.А. работала в учреждениях уголовно-исполнительной системы <данные изъяты> и <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанные учреждения дислоцировались в <адрес>. Калашникова Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ЛИУ-8 с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». Ответ из ЛИУ-8 в адрес истца был направлен только ДД.ММ.ГГГГ, из ответа следует, что истец относится к категории граждан, имеющих право участвовать в программе «Жилище на 2011-2015 годы», со ссылкой на подп. «а» п. 19 Правил, ЛИУ-8 указывает, что для участия в программе было необходимо до ДД.ММ.ГГГГ представить документы, в том числе: справку об общей продолжительности военной службы, выписку из приказа об увольнении с военной службы с указанием основания увольнения. Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец относится к категории граждан, проживающих в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, подлежит переселению из него и имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Истец, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает в <адрес>, отнесенном в установленном порядке к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности. Ответчики не оспаривают факт обращения истца в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Кроме того, представитель ЛИУ-8 в судебном заседании пояснила, что Учреждение не оспаривает право истца на участие в подпрограмме. Заявление Калашниковой Л.А. было оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что истцом не представлены документы об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы, на что также ссылается УФСИН в отзыве на исковое заявление. Указанные доводы суд считает не состоятельными, поскольку подп. «б» п. 5 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, не связывает право граждан, проживающих в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, с наличием определенного стажа военной службы. В подп. «а» п. 19 Правил, на основании которого ответчик ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области указал истцу о необходимости предоставления справки об общей продолжительности военной службы и выписки из приказа об увольнении, содержатся общие требования к документам, предоставляемых гражданами, указанными в подп. «а» и «б» п. 5 Правил. Из содержания подп. «б» п. 5 и подп. «а» п. 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности военной службы не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. УФСИН России по Архангельской области в представленной по запросу суда информации указывает, что в настоящее время в <адрес> ликвидировано учреждение уголовно-исполнительной системы, распоряжения Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р, от 07 октября 2004 года № 1291-р действовали для условий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден. Указывает, что проект документа о внесении изменений в перечень находится на согласовании в Правительстве РФ и не содержит указания на <адрес>, поскольку в нем отсутствуют учреждения уголовно-исполнительной системы. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Таким образом, довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что для федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы новый перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы Правительством РФ не утвержден, является необоснованным. Приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе. В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 года № ГКПИ08-2151, подп. 1 п. 4 Инструкции признан недействующим в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении. В соответствии с п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил. Судом установлено и объективно подтверждается материалами дела, что Калашникова Л.А. соответствует требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы. Проживание граждан в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием для участия граждан в подпрограмме, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью переселения граждан из таких населенных пунктов. В силу п. 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание. Калашникова Л.А. соответствует требованиям, указанным в п. 5 Правил и изъявила желание участвовать в подпрограмме еще в ДД.ММ.ГГГГ, при этом, никакого решения по поступившему от него заявлению принято не было, ответ на заявление был дан только ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 13 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Таким образом, в результате бездействия ЛИУ-8 в части своевременного рассмотрения и принятия мотивированного решения по заявлению Калашниковой Л.А., поданного еще в ДД.ММ.ГГГГ, истец была лишена возможности обратиться в установленный период с заявлением о выделении сертификата в ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 19 Правил, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы по месту расположения поселка. Довод ответчика УФСИН России по Архангельской области о том, что УФСИН не является надлежащим ответчиком по делу, является необоснованным. В компетенцию УФСИН, как территориального органа уголовно-исполнительной системы по Архангельской области, в соответствии с п. 15 Инструкции входит проверка обоснованности включения граждан в списки участников подпрограммы, в связи с чем, рассмотрение настоящего спора без участия в деле УФСИН в качестве ответчика, невозможно. Информация УФСИН о том, что в проекте документа о внесении изменений в перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение из которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, находящемся на согласовании в Правительстве РФ, не содержится <адрес>, является предположением, которое ничем не подтверждено и не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в ДД.ММ.ГГГГ и подлежит включению в список граждан участников подпрограммы, формируемый ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Доводы ответчика ЛИУ-8 о том, что в настоящее время Учреждение ведет прием заявлений об участии в подпрограмме и истец обратилась с таким заявлением не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Калашниковой Любови Александровны – удовлетворить. Признать Калашникову Любовь Александровну лицом, имеющим право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области включить Калашникову Любовь Александровну в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 10 апреля 2012 года. Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын <данные изъяты>