Дело № 2-519/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Плесецк 04 июня 2012 года Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю., при секретаре Черепановой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шокиной Галины Валентиновны к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – детский сад «Ёлочка» о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, установил: Шокина Г.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – детский сад «Ёлочка» (далее МБДОУ ЦРР д/с «Ёлочка», просит обязать ответчика начислять заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже №, взыскать с ответчика № недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указывает, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ. Работает в должности <данные изъяты>, и её оклад составляет №, заработная плата с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, составляет №. Считает, что с учетом положений ст.ст. 129, 133, 148, 315, 316 Трудового кодекса РФ, заработная плата без учета районного коэффициента и надбавка за работу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера установлена ей в меньшем размере, чем это предусмотрено Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда». В предварительном судебном заседании истец Шокина Г.В. увеличила исковые требования, просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № и обязать работодателя начислять заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже №, то есть не ниже минимального размера оплаты труда в России. Истец Шокина Г.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ ЦРР д/с «Ёлочка» Кожухова Е.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласна, поскольку фонд оплаты труда работников учреждения недофинансирован, лимиты на оплату труда выделены не в полном объеме. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела. Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд запрещен. К принудительному труду относится, в частности, выплата заработной платы не в полном размере. Федеральным законом от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей. Судом установлено, что Шокина Г.В., на основании приказа МБДОУ ЦРР д/с «Ёлочка» от ДД.ММ.ГГГГ №, переведена <данные изъяты>, заключен трудовой договор. Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № Шокиной Г.В. установлен оклад в размере № (с учетом повышающего коэффициента за работу в ЦРР – 15 %). Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, размер заработной платы установлен в размере № в месяц при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей). Как следует из материалов дела, за ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной заработной платы истца при выполнении нормы рабочего времени составил №, из которых: № – оклад по должности; № надбавка НТФ; № - районный коэффициент 20 %; № – «северная надбавка» 50 %, а также стимулирующая надбавка в размере 15 % - №. После удержания налога на доходы физических лиц, размер заработной платы истца составил №. Таким образом, заработная плата истца Шокиной Г.В. без учёта районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера составляет №. Суд считает, что заработная плата Шокиной Г.В. установлена в меньшем размере, чем это предусмотрено действующим трудовым законодательством в силу следующего. Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ). Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. В этой же норме дается понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад – базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В силу главы 50 Трудового кодекса РФ, районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии со статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечено обязанностью работодателя выплачивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22 Трудового кодекса РФ), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса РФ); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130 Трудового кодекса РФ); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146 Трудового кодекса РФ). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе, правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Нормы главы 50 Трудового кодекса РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 настоящего Кодекса. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Согласно выписке из Устава, МБДОУ ЦРР д/сад «Ёлочка», где работает Шокина Г.В., расположено в <адрес>. Постановлением Совета Министров СССР от 3 ноября 1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029, установлено, что Плесецкий район Архангельской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Исходя из п. б ч. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» общий размер выплачиваемых работнику надбавок в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет не более 50 % заработка. В соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 года № 512/П-28 на территории Архангельской области для местностей, не отнесенных к районам Крайнего Севера, районный коэффициент установлен в размере 1,2. В силу ст. 423 Трудового Кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Как установлено судом, заработная плата истца Шокиной Г.В. без учёта районного коэффициента и процентных надбавок составляет №, что ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Соглашение о минимальной заработной плате в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым с ДД.ММ.ГГГГ была установлена минимальная заработная плата в размере №, с ДД.ММ.ГГГГ – в размере №, утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ. Новое соглашение не принято. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заработная плата Шокиной Г.В. составляет менее предусмотренного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, в то время как по смыслу вышеназванных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера должны быть начислены на заработную плату, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении обязанности на работодателя МБДОУ ЦРР д/сад «Ёлочка» начислять заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, в размере не ниже 4611 рублей, то есть не ниже минимального размера оплаты труда в РФ, а также произвести перерасчёт заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Из расчетных листков истца следует, что в течение ДД.ММ.ГГГГ Шокина Г.В. полностью отработала норму рабочего времени. Истцом представлен расчет заработной платы, подлежащей взысканию с ответчика за указанный период, который судом проверен, является правильным. Указанный расчет ответчиком не оспаривается. Таким образом, истцу должно быть начислено за каждый из <данные изъяты> месяцев (ДД.ММ.ГГГГ) не менее 7 838 рублей 70 копеек в месяц, в том числе: минимальный размер оплаты труда – 4 611 рублей; районный коэффициент – 4 611 * 20 % = 922 рубля 20 копеек; надбавка за работу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, - 4611* 50 % = 2305 рублей 50 копеек. Как установлено судом, суммы начислений за ДД.ММ.ГГГГ меньше установленного минимального размера оплаты труда по России с начисленными на него процентами и надбавкой. С учетом выплаченной заработной платы, с ответчика в пользу истца следует взыскать сумму не начисленной и невыплаченной заработной платы за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в сумме №, по № за <адрес> года: исходя из следующего расчета: №. Доводы представителя ответчика о том, что фонд оплаты труда работников учреждения недофинансирован, лимиты на оплату труда выделены не в полном объеме не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку установление минимального размера оплаты труда не зависит от финансирования учреждения. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии с положениями ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, за рассмотрение требований об обязании установить размере заработной платы не ниже МРОТ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере №, за рассмотрение требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы №, всего 600 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление Шокиной Галины Валентиновны - удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Ёлочка» установить с ДД.ММ.ГГГГ заработную плату Шокиной Галине Валентиновне в размере не ниже минимального размера оплаты труда с последующим начислением на неё районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера, до её увольнения. Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад «Ёлочка» в пользу Шокиной Галины Валентиновны недоначисленную и невыплаченную заработную плату за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме №. Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению. Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад «Ёлочка» в доход бюджета муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» государственную пошлину в размере №. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 06 июня 2012 года. Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын <данные изъяты>