О признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включении в список получателей государственного жилищного сертификата



Дело № 2-98/12

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Плесецк 28 февраля 2012 года.

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Куйкина Р.А.,

при секретаре Ильиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Плесецк гражданское дело по исковому заявлению Багно Тамары Степановны к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и об обязании включить её в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,

установил:

Багно Т.С. обратилась в суд с указанным иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее ЛИУ-8) и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН), просит признать за ней право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и включить в список участников указанной подпрограммы. В обоснование своих доводов указывает, что она проживает в поселке Пуксоозеро Плесецкого района Архангельской области, который относится к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности, и нуждается в предоставлении квартиры с удобствами, жилищную субсидию не получала, другого жилья в собственности не имеет. В 2011 году она обратилась в ЛИУ-8 с заявлением об участии в подпрограмме, но ей был дан ответ, согласно которому ей необходимо представить справку об общей продолжительности военной службы, выписку из приказа об увольнении с военной службы, однако истец военного стажа не имеет. Считает, что на основании пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» программы «Жилище» на 2011-2015 годы», она имеет право на участие в указанной подпрограмме, несмотря на отсутствие военного стажа, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Истец Багно Т.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на иске настаивала.

В судебном заседании представитель истца Пирогов М.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ЛИУ-8 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело без его участия. В письменном отзыве ответчик ЛИУ-8 просит в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что истцом не были представлены все необходимые документы для участия в указанной подпрограмме, а именно не были представлены справка об общей продолжительности военной службы и вписка из приказа об увольнении с военной службы с указанием основаниям увольнения. Поскольку истцом не были представлены все необходимые документы, ей в признании права на участие в подпрограмме было отказано. Кроме того, ЛИУ-8 не имеет распоряжения для включения в списки участников подпрограммы вольнонаемных граждан, в связи с чем такие граждане вправе обратиться с заявлением об участии в подпрограмме в органы местного самоуправления.

Ответчик УФСИН своего представителя в судебное заседание не направил, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В представленном ранее отзыве исковые требования не признает, поскольку ЛИУ-8 является самостоятельным юридическим лицом, истец с заявлением о включении в подпрограмму «Жилище» не обращалась, список граждан составляет ЛИУ-8. Истец не проходила службу в уголовно-исполнительной системе, не имеет специального звания, в связи с чем, ЛИУ-8 не имело права включать истца в список участников подпрограммы. Полагает, что УФСИН России по Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица администрации МО «Пуксоозерское» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело без его участия, просит удовлетворить исковые требования.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующем выводам.

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее – подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Судом установлено, что истец Багно Т.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в <адрес>. по <адрес> в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма администрацией МО «Пуксоозерское».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 1291-р (с изменениями внесенными распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 397-р) пос. Пуксоозеро Плесецкого района включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Как следует из акта проверки жилищных условий, проведенной администрацией МО «Пуксоозерское» от ДД.ММ.ГГГГ, Багно Т.С. нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживает в квартире не соответствующей санитарно-техническим требованиям.

Жилищная субсидия на приобретение и строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Багно Т.С. не предоставлялась.

Истец иных жилых помещений в собственности или на условиях договора социального найма не имеет, право на приватизацию не реализовывала, что подтверждается справкой Плесецкого филиала ГУП «БТИ Архангельской области» и уведомлениями об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

Багно Т.С. в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ЛИУ-8 с заявлением об участии в подпрограмме. ДД.ММ.ГГГГ ей был дан ответ, согласно которому в удовлетворении заявления отказано в связи с непредоставлением необходимых документов, а именно справки об общей продолжительности военной службы и выписки из приказа об увольнении с военной службы.

Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец относится к категории граждан, проживающих в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, подлежит переселению из него и имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

Истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает в <адрес>, отнесенном в установленном порядке к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Ответчики не оспаривают факт обращения истца в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Заявление Багно Т.С. было оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что истцом не представлены документы об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы, на что также ссылаются ответчики в представленных отзывах на исковое заявление.

Указанные доводы суд считает не состоятельными, поскольку подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не связывает право граждан, проживающих в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности, с наличием определенного стажа военной службы.

В пп. «а» п. 19 указанных Правил, на основании которого ответчик ФКУ ЛИУ-8 УФСИН ФИО2 по <адрес> указал истцу о необходимости предоставления справки об общей продолжительности военной службы и выписки из ФИО2 об увольнении, содержатся общие требования к документам, предоставляемых гражданами, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил.

Из содержания пп. «б» п. 5 и пп. «а» п. 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287 во исполнение указанных Правил была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 года № ГКПИ08-2151, пп. 1 п. 4 Инструкции признан недействующим в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении.

В соответствии с п.п. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

В судебном заседании установлено и объективно подтверждается материалами дела, что Багно Т.С. соответствует требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.

Проживание граждан в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием для участия граждан в подпрограмме, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью переселения граждан из таких населенных пунктов

В силу п. 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание.

Истец Багно Т.С. соответствует требованиям, указанным в п. 5 Правил и изъявила желание участвовать в подпрограмме в ДД.ММ.ГГГГ.

Довод ответчика ЛИУ-8 о том, что учреждение не имеет распоряжения для включения в списки вольнонаемных граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, также не соответствует положениям Правил.

Так, в силу п. 19 Правил, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 04 июня 2007 года № 287, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы по месту расположения поселка.

Довод ответчика УФСИН о том, что УФСИН не является надлежащим ответчиком по делу, является необоснованным. В компетенцию УФСИН, как территориального органа уголовно-исполнительной системы по Архангельской области, в соответствии с п. 15 Инструкции входит проверка обоснованности включения граждан в списки участников подпрограммы, в связи с чем, рассмотрение настоящего спора без привлечения УФСИН к участию в деле в качестве ответчика невозможно.

Таким образом, на основании указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на участие в подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и подлежит включению в список граждан участников подпрограммы формируемый ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области, в связи с чем, исковые требования Багно Т.С. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Багно Тамары Степановны удовлетворить.

Признать за Багно Тамарой Степановной право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области включить Багно Тамару Степановну в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2012 года.

Председательствующий: Р.А. Куйкин.

<данные изъяты>