Дело № 2-418/12 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации п. Плесецк 02 мая 2012 года. Плесецкий районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Куйкина Р.А., с участием прокурора Полицинской Е.В., при секретаре Ильиной Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Плесецк гражданское дело по иску прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Федовское» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, установил: прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Федовское» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения: скважины № 1713, расположенной в поселке Федово Плесецкого района Архангельской области, и скважины № 696, расположенной в поселке Липаково Плесецкого района Архангельской области, в соответствие с требованиями п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02. Свои требования мотивирует тем, что в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МО «Федовское», поскольку установлено, что МО «Федовское» обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования, питьевой водой при помощи скважин № 1713 и № 696, расположенных, соответственно, в п. Федово и п. Липаково Плесецкого района Архангельской области. При этом проекты зон санитарной охраны указанных источников водоснабжения администрацией МО «Федовское» не разработаны и не утверждены, что противоречит требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Прокурор Полицинская Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме. Представитель третьего лица по доверенности Зыкова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившейся стороны. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 10 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоснабжение – подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. В соответствии с п. 14 ст. 1 ВК РФ под использованием водного объекта понимается его использование различными способами для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц. В соответствии со статьей 37 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим кодексом целей. В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны, источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1990 года № 52-ФЗ, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях; в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее – СанПиН-2.1.4.1110-02) для всех водозаборных сооружений должны быть разработаны проекты зон санитарной охраны, организованы зоны санитарной охраны. Согласно пункта 1.4 СанПиН-2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В соответствии с пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. В соответствии с п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН-2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. В соответствии с п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, п. 3.2.1.3 СанПиН-2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса зоны санитарной охраны с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса зоны санитарной охраны при их вывозе. В соответствии со статьей 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами. В силу статьи 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Согласно справке о результатах проверки исполнения законодательства в сфере охраны водных объектов от 23 марта 2012 года на момент проверки проекты зон санитарной охраны источников питьевого снабжения в МО «Федовское» отсутствуют, что является нарушением требований ст.ст. 27, 43, 55 ВК РФ, ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, п.п. 1.6, 1.12, 1.13, п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, п. 3.2.1.3 СанПиН-2.1.4.1110-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в настоящее время деятельность по водоснабжению населения МО «Федовское» осуществляется без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, следовательно, ответчиком МО «Федовское» не в полном объеме выполняются требования экологической безопасности в границах муниципального образования, что создает угрозу загрязнения и засорения водных объектов, угрозу жизни и здоровью жителей п. Сеза, п. Лужма, с. Федово и п. Липаково Плесецкого района Архангельской области, создает опасность причинения вреда окружающей среде. Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области о возложении обязанности на администрацию МО «Федовское» разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения подлежат удовлетворению в полном объеме. В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает возможным установить администрации МО «Федовское» срок для устранения указанных нарушений до 01 декабря 2013 года, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения нарушений. В соответствии со ст. 333.36 НК РФ орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Федовское» Плесецкого района Архангельской области в срок до 01 декабря 2013 года разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования: скважины № 1713, расположенной в селе Федово Плесецкого района Архангельской области, и скважины № 696, расположенной в поселке Липаково Плесецкого района Архангельской области, в соответствие с требованиями п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2012 года. Председательствующий: Р.А. Куйкин. <данные изъяты>