Дело № 2-447/12 26 апреля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Плесецкий районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Залоговой А.П. с участием помощника прокурора Плесецкого района Ямщикова М.В. при секретаре Хайнацкой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в п. Плесецк 26 апреля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Плесецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Плесецкое» о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства У С Т А Н О В И Л: Прокурор Плесецкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Плесецкое» о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства. Требования мотивирует тем, что прокуратурой Плесецкого района с привлечением представителей администрации МО «Плесецкое» и Плесецкого лесничества проведена проверка исполнения федерального законодательства администрацией МО «Плесецкое» по проведению лесоустройства в границах населенного пункта п.Плесецк. В ходе проверки выявлены значительные нарушения лесного законодательства, что приводит к бесконтрольным рубкам леса, засорению данных участков, что является нарушением прав жителей п.Плесецк и других граждан на благоприятную окружающую природную среду. От истца – прокурора Плесецкого района поступило заявление об уточнении исковых требований. Просят в срок до 01 сентября 2012 года обязать ответчика закрепить на местности местоположение лесных участков в границах п.Плесецк при помощи специальных знаков, установить границы лесных участков с определением их координат, провести таксацию лесных участков с учетом и оценкой количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, в срок до 01 ноября 2012 года провести проектирование лесных участков с подготовкой соответствующей проектной документации. В судебном заседании помощник прокурора Ямщиков М.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации МО «Плесецкое» Пирогова Ю.А. с уточненными исковыми требованиями прокурора Плесецкого района была согласна. Пояснила, что лесоустройство городских лесов в границах п. Плесецк муниципального образования «Плесецкое» не проводилось. Представитель третьего лица территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Плесецкого лесничества Фефилов Р.Ю. пояснил, что в ноябре 1993 года под расширение поселка Плесецк Плесецкому поселковому совету были переданы в постоянное пользование лесной фонд площадью 408, 6 га, в том числе покрытых лесом 262 га. Лесной фонд был передан на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 11 октября 1993 года № 1802-р и распоряжения Архангельского управления лесного хозяйства от 10 ноября 1993 года № 02-5/27. Заслушав прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 4 Конституции Российской Федерации определено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции). Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды ; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16). Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (1); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5). В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, которая действует с 17 апреля 2012 года. До 16 апреля 2012 года порядок проведения лесоустройства определялся Правилами проведения лесоустройства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 г. N 377, которые устанавливали порядок проведения лесоустройства, в том числе на землях поселений, на которых расположены городские леса, Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N 31 устанавливающей требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ, содержащей перечень мероприятий по лесоустройству. Как следует из пункта 2 Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, инструкцией устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Статьей 68 Лесного кодекса РФ и Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 определено, что лесоустройство включает в себя : проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. В соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения отнесена к вопросам местного значения поселения. В соответствии со статьей 18 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-03, муниципальное образование «Плесецкое» наделено статусом городского поселения. Согласно статье 45 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258- внеоч.-ОЗ в границы муниципального образования «Плесецкое» входят территории п. Плесецк. Как следует из п.п.20 п.1 ст. 7 Устава МО «Плесецкое» к вопросам местного значения муниципального образования «Плесецкое» относятся: организация охраны, защиты городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Согласно акта технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда от 16 ноября 1993 года, под расширение поселка Плесецк Плесецкому поселковому совету были переданы в постоянное пользование лесной фонд площадью 408, 6 га, в том числе покрытых лесом 262 га. Лесной фонд был передан на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 11 октября 1993 года № 1802-р и распоряжения Архангельского управления лесного хозяйства от 10 ноября 1993 года № 02-5/27. Судом при рассмотрении дела установлено, что 28 марта 2012 года совместно с представителем администрации МО «Плесецкое» и специалиста Плесецкого лесничества проведена проверка исполнения федерального законодательства администрацией МО «Плесецкое» по проведению лесоустройства в границах населенного пункта Плесецк. Как следует из акта проверки от 28 марта 2012 года, в ходе проверки территории п. Плесецк с привлечением представителя администрации МО «Плесецкое» и специалиста Плесецкого лесничества, установлено, что в границах населенного пункта Плесецк находятся земельные участки с лесными массивами (преобладающая порода ель, сосна), а именно: - в южной части п. Плесецк, возле железнодорожных путей СЖД, в южном направлении от территории бывшего маслозавода (лесной массив размером 150x250 метров); - вдоль восточной части п. Плесецк, от автодороги в сторону Пуксоозеро, до асфальтобетонного завода в районе СХТ (лесной массив прямоугольной формы размером 500x2500 метров); - в северной части п. Плесецк, между железнодорожными путями ОАО РЖД и территорией кладбища (лесной массив размером 400x500 метров). Лесоустройство на данных участках не проведено. Лесные участки не учтены, на них не проводятся мероприятия по обеспечению защиты насаждений, что приводит к бесконтрольным вырубкам и засорению данных участков. Как следует из ответа главы администрации МО «Плесецкое» от 30 марта 2012 года № 935 в границах населенного пункта Плесецк существуют лесные участки, лесоустройство на данных участках не проведено. Указанное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика и в судебном заседании. Таким образом, судом при рассмотрении дела установлен факт не соблюдения администрацией муниципального образования «Плесецкое» норм действующего лесного законодательства в поселке Плесецк, что является нарушением законных прав и интересов, как жителей указанного населенного пункта, так и иных лиц на благоприятную окружающую среду. Поэтому исковое заявление прокурора Плесецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений лесного законодательства подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ч.4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Плесецкого района удовлетворить. Обязать администрацию Муниципального образования «Плесецкое» в срок до 01 сентября 2012 года: - закрепить на местности местоположения лесных участков в границах п. Плесецк при помощи лесоустроительных, лесохозяйственных знаков с отметкой на картах лесов; - установить границы лесных участков с определением их координат; - провести таксацию лесных участков с учетом и оценкой количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. - в срок до 01 ноября 2012 года провести проектирование лесных участков с подготовкой проектной документации о границах, площади, местоположении и об иных качественных и количественных характеристиках лесных участков. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд. Мотивированное решение по делу изготовлено 02 мая 2012 года. Председательствующий: А.П. Залогова