Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Плавский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Кадниковой Д.В.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
представителей третьих лиц: администрации МО <адрес> ФИО4, администрации МО <адрес> ФИО5,
специалиста Приокского управления Ростехнадзора ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ООО «Ресурс Плавск» о приобретении и установке на котельных № и № <адрес> резервных источников электропитания,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Ресурс Плавск» о приобретении и установке на котельных № и № <адрес> резервных источников электропитания. Свои исковые требования прокурора <адрес> обосновал тем, что прокурором района совместно со специалистом Приокского управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения законодательства направленного на обеспечение бесперебойного питания объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в период отопительного сезона 2010-2011 годов, являющихся социально значимыми. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> имеется пять котельных, находящихся на обслуживании ООО «Ресурс Плавск», из которых резервные источники питания имеются только на трех объектах. Так на котельных № и №, находящихся в пользовании ООО «Ресурс Плавск» отсутствуют резервные источники питания, что подтверждено данными, представленными ООО «Плавск Ресурс» и заключением специалиста Приокского управления Ростехнадзора.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №63-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ организации обязаны, в том числе планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с пунктами 113, 114 постановления Правительства РФ «Об утверждения правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем, поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования, резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключения подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. В случае, если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства поставщика (электробытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением гарантирующий поставщик (электробытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, в том числе за действие (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.
В соответствии с подпунктом ДД.ММ.ГГГГ приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил устройства электроустановок» котельные относятся к первой категории электроприемщиков, так как перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
В соответствии с подпунктом ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Однако в нарушение требований п. 1.7.2 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (далее по тексту ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №), «Правил устройства электроустановок» (Раздел 1 п.п. ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, СНиП II-35-76 п.п. 1.12, 14.2 «Нормы проектирования котельных установок», вышеперечисленные котельные установки, не имеют резервных вводов электроснабжения (котельная № не имеет резервного ввода напряжением 0, 4 кВ; котельная № не имеет резервного ввода напряжением 10 кВт со стороны РП 425 принадлежащий Суворовским РЭС, то есть электроснабжение данной котельной осуществляется по 3 категории – нарушение СНиП II-35-76 п.п. 1.12, 14.2).
Кроме этого, для котельной № не разработана инструкция и электрическая схема подключения дизельного генератора в аварийной ситуации (ПТЭЭП п.3.3.7).
Также в нарушение п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП отсутствуют протоколы испытаний электрических измерений на данные котельные установки.
Таким образом, эксплуатация вышеуказанных котельных установок подвержена риску в отсутствие резервного электроснабжения.
В связи с изложенным, необходимо принятие незамедлительных мер направленных на устранение вышеперечисленных нарушений.
Котельные №№ 2, 5 являются объектами муниципальной собственности МО <адрес> и переданы аренду ООО «Ресурс Плавск» по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.п. 2.3.6, 2.3.7 данного договора аренды обязанность по текущему и капитальному ремонту переданных в аренду объектов возложена на арендатора, то есть на ООО «Ресурс Плавск».
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащей эксплуатации ООО «Ресурс Плавск» объектов муниципальной собственности – котельных № и 5.
Таким образом, из-за отсутствия резервных источников питания на котельных №№ 2, 5 интересы потребителей <адрес> (неопределенного круга лиц) в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены, в том числе права граждан на пользования тепло- водоснабжением в полном объеме, создать угрозу их жизни, здоровью, имуществу, причинить значительный материальный ущерб.
В случае аварийной ситуации из-за отсутствия резервных источников питания на котельных № и № могут быть нарушены конституционные права нанимателей и собственников жилых помещений, которые производят оплату за коммунальные услуги в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 полностью поддержал исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности Новосёлов Е.Ф. иск не признал и пояснил, что на котельных № и № <адрес>, которые находятся в аренде у ООО «Ресурс Плавск» имеются резервные источники электропитания в пределах их балансовой принадлежности. Переключение с одного источника на другой может быть произведено в течение 1 часа. Договор на снабжение электрической энергией с Суворовскими сетями заключен сразу на все объекты, поэтому вопрос о категории надежности электроснабжения котельных в нем не оговорен. Ответственность за то, что оба источника питания подключены к одной линии, должны нести Суворовские электрические сети.
Представитель администрации МО <адрес> по доверенности ФИО4 иск не признала и пояснила, что при передаче администрацией МО <адрес> котельных № и № в аренду ООО «Ресурс Плавск» источники резервного электропитания на них были установлены.
Представитель администрации МО <адрес> по доверенности ФИО5 полагал, что иск прокурора <адрес> обоснован.
Выслушав объяснения сторон, специалиста ФИО6, свидетеля ФИО7, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ приказа Минэнерго РФ от 08. 07. 2002 года № «Об утверждении правил устройства электроустановок» электроприёмники первой категории - электроприёмники перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Поскольку котельные № и № <адрес> отапливают и снабжают горячей водой большой микрорайон (практически половину города), то их отключение в случае возникшей аварийной или чрезвычайной ситуации повлечет за собой угрозу жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства. Следовательно, котельные № и № <адрес> относятся к 1 и 2 категории электроприемников.
В соответствии с подпунктом ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Как усматривается из схем актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 20. 10. 2008 года котельная № и № не имеют резервного источника питания.
Специалист Приокского управления Ростехнадзора ФИО6 в судебном заседании пояснил, что котельные относятся к первой и второй категории надежности электроприемников. В соответствии с ПУЭ 6-7 действующими с 01. 01. 2003 года электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Говоря простым языком от двух независимых линий. При проверке котельных № и № <адрес> было установлено, что данные котельные имеют только один источник питания. Представленный на схеме второй источник питания подключен к той же линии, что и первый, поэтому в случае выхода из строя линии, котельные останутся без электропитания. Возможность переключения на другую линию посредством воздушки относится к третьей категории надежности, что неприемлемо для котельных. Никаких резервных генераторов у ООО «Ресурс Плавск» в Ростехнадзоре не зарегистрировано, поэтому вести речь о их наличии, нет смысла.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснил, что он является главным энергетиком ООО «Ресурс Плавск». Полагает, что котельные № и № имеют резервные источники питания в пределах их балансовой принадлежности объекта. Ответственность за то, что к котельным подведена только одна линия, должны нести энергетики. В ООО «Ресурс Плавск» есть передвижной генератор, к которому в случае необходимости может быть подключена котельная №. Данный генератор не зарегистрирован в Ростехнадзоре. В случае аварии они имеют возможность переключиться на другой источник питания в течение часа.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований п. 1.7.2 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (далее по тексту ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №), «Правил устройства электроустановок» (Раздел 1 п.п. ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, СНиП II-35-76 п.п. 1.12, 14.2 «Нормы проектирования котельных установок», вышеперечисленные котельные установки, не имеют резервных вводов электроснабжения (котельная № не имеет резервного ввода напряжением 0, 4 кВ; котельная № не имеет резервного ввода напряжением 10 кВт со стороны РП 425 принадлежащий Суворовским РЭС, то есть электроснабжение данной котельной осуществляется по 3 категории – нарушение СНиП II-35-76 п.п. 1.12, 14.2).
Котельные №№ 2, 5 являются объектами муниципальной собственности МО <адрес> и переданы аренду ООО «Ресурс Плавск» по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.п. 2.3.6, 2.3.7 данного договора аренды обязанность по текущему и капитальному ремонту переданных в аренду объектов возложена на арендатора, то есть на ООО «Ресурс Плавск».
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащей эксплуатации ООО «Ресурс Плавск» объектов муниципальной собственности – котельных № и 5.
С учетом изложенного обязанность по приобретению и установке на котельных № и № <адрес> резервных источников электропитания лежит на арендаторе - ООО «Ресурс Плавск».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать ООО «Ресурс Плавск» приобрести и установить на котельные № и № <адрес> резервные источники электропитания.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тульский областной суд через Плавский районный суд.
Судья: Кадникова Д.В.