решение о признании права на меры социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2011 года гор.Плавск Тульской области

Плавский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Корнеевой Л.А.

при секретаре Солдатовой Т.Н.,

истца Кондратенко Т.И.,

представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Плавского района» по доверенности Харитонова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кондратенко Татьяны Ивановны к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» о признании права на меры социальной поддержки

у с т а н о в и л :

Кондратенко Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Плавского района» о признании права на получение мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований Кондратенко Т.И. указала на то, что ей присвоено звание «Ветеран труда», она имеет удостоверение «Ветеран труда». Кроме того, ей исполнилось 45 лет и она по состоянию на 15 февраля 2011 года имеет право на получение пенсии по выслуге лет, из которых в органах внутренних дел она прослужила более 12 лет 6 месяцев, при общем трудовом стаже более 26 календарных лет 06 месяцев 18 дней. Истец полагает, что в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и постановлением Администрации Тульской области № 201 от 15 марта 2005 года имеет право на получение ежемесячных денежных выплат, а также компенсации за оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение). Однако в этом ей было отказано, что, по ее мнению, является необоснованным, незаконным и нарушающим ее права и законные интересы.

В связи с этим истец просит суд признать ее право на получение мер социальной поддержки, как ветерану труда. Просит признать за ней право на получение меры социальной поддержки по оплате в размере 50% общей площади жилого помещения, в пределах социальной нормы жилья. Признать за ней право на получение меры социальной поддержки по оплате в размере 50% коммунальных услуг. Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Плавского района» предоставить ей меры социальной поддержки по оплате в размере 50% общей площади за жилое помещение, также предоставить меры социальной поддержки по оплате в размере 50% коммунальных услуг и ежемесячную денежную выплату.

В судебном заседании истица Кондратенко Т.И. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» по доверенности Харитонов Ю.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований истца, просил отказать в их удовлетворении. Обосновывая свои возражения, представитель ответчика пояснил, что предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в виде 50% оплаты расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение, а также 50% оплаты коммунальных услуг, ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» возможно только по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 55 лет для женщин, при этом применяется снижение возраста (женщины – 50 лет) выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Поскольку истица не достигла указанного возраста, то право на данные меры социальной поддержки она не имеет. В связи с этим Кондратенко Т.И. в настоящее время указанные меры социальной поддержки предоставлены быть не могут.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Как следует из искового заявления Кондратенко Т.И. истицей заявлены требования о признании за ней права на получение таких мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года, как льгота по оплате жилья и коммунальных услуг, а также предоставление ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно ст. 10, 13, 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В силу ст. 3 Закона в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является предоставление льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50% коммунальных услуг.

Из содержания перечисленных норм закона, принятого в Тульской области по вопросу определения мер социальной поддержки ветеранов труда, следует, что законодатель предусмотрел в качестве условия для получения права на данную меру социальной поддержки – достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено судом, Кондратенко Т.И. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии Т-1 № от ДД.ММ.ГГГГ.

Кондратенко Т.И. согласно справки №, выданной ОВД по Плавскому району Тульской области, служит в МВД РФ с 27 сентября 1993 года по настоящее время, выслуга лет по состоянию на 15 февраля 2011 года составляет 17 лет 4 месяца 18 дней. Согласно Постановления Правительства РФ №941 от 22 сентября 1993 года она имеет право выхода на пенсию за выслугу лет при общем трудовом стаже 26 лет 06 месяцев 18 дней. 18 февраля 2011 года Кондратенко Т.И. обратилась в Управление социальной защиты населения Плавского района с заявлением о реализации своих прав по мерам социальной поддержки, на что письмом от 18.02.2011 года в предоставлении мер социальной поддержки ей было отказано, по тем основаниям, что она не достигла пенсионного возраста по старости.

С доводами ответчика суд согласиться не может.

Проверяя обоснованность данного отказа, суд исходит из того, что в настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются по государственному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Право на пенсию в соответствии со ст.3 Федерального Закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Статьей 4 Федерального Закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.

В соответствии со статьей 5 выше указанного Федерального закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия.

Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Как указано в ст.13 выше указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как установлено в судебном заседании, Кондратенко Т.И. является действующим сотрудником отдела внутренних дел по Плавскому району Тульской области и имеет право на пенсию по выслуге лет. Общий трудовой стаж Кондратенко Т.И. составил 26 лет 06 месяцев 18 дней, из которых 17 лет 04 месяца 18 дней составляет выслуга лет в органах внутренних дел по состоянию на 15 февраля 2011 года.

Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» достоверно подтверждено наличие у истицы права на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе право на пенсию по выслуге лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.123.2001 года № 166-ФЗ.

Положения ст. 3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения ветераном труда возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 55 лет, предусматривая право на получение мер социальной поддержки для ветеранов труда, достигших возраста, дающего право на назначение пенсии и в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Кроме того, как Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», так и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста – 55 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан; возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.

Поскольку пенсия за выслугу лет, на которую истица имеет право в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…» относится к государственным пенсиям в РФ, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, суд приходит к выводу о том, что Кондратенко Т.И. имеет право, как ветеран труда, на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также на ежемесячную денежную выплату, предусмотренных законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В целях исполнения Закона Тульской области от 28.10.2004 года № 493-ЗТО администрацией Тульской области принято Постановление № 30 от 15.01.2010 г., которым утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области».

Пунктом 4 вышеуказанного Положения установлено, что денежная выплата предоставляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утвержден постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области» от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Согласно п. 8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из ответа ответчика, что согласно п.1.1 Устава Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» создано в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области», постановлением администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года, в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории Плавского района Тульской области.

Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод, что обязанность по выплате денежной компенсации необходимо возложить на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района».

Правовой анализ ст. 27 п.1 и ст. 4, 2, 5 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет суду сделать вывод о том, что всем, указанным в ст. 4 категориям пенсионеров (в том числе «военным») с 01 января 2002 года пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным Законом.

Следовательно, в настоящее время на Кондратенко Т.И. распространяются правоотношения действующего Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» согласно которому, право на пенсию имеют военнослужащие, а назначается она в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 декабря 1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

Довод ответчика о том, что истица не имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, ввиду не достижения им возраста 50 лет, суд считает несостоятельным.

Учитывая, что Кондратенко Т.И. достигла возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с ФЗ № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», относится к категории ветеранов труда, следовательно, она имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.3, ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Кондратенко Т.И. о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также на получение ежемесячной денежной выплаты подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец подлежит освобождению, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворительной части исковых требований.

Поскольку ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Плавского района» является юридическим лицом и выступает в гражданско-правовых отношениях в качестве некоммерческой организации, организационно-правовой формой которой является государственное учреждение, суд считает возможным ответчика от уплаты государственной пошлины освободить.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Кондратенко Татьяны Ивановны удовлетворить.

Признать за Кондратенко Татьяной Ивановной право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, по оплате в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и оплате в размере 50% коммунальных услуг.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» предоставить Кондратенко Татьяне Ивановне как ветерану труда меры социальной поддержки на оплату расходов в размере 50% начисленной за жилое помещение и на оплату расходов в размере 50% начисленной за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение) начиная с 01 марта 2011 года.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» назначить Кондратенко Татьяне Ивановне как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, начиная с 18 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Плавский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.А.Корнеева