о признании права на меры социальной поддержки и обязательстве предоставления мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Плавский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Сидорина А.Ю.,

при секретаре ФИО2,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании права на меры социальной поддержки и обязательстве предоставления мер социальной поддержки

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании права на получение мер социальной поддержки и обязательстве ответчика в предоставлении ему мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал на то, что он является пенсионером Министерства Обороны РФ на основании закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе…, Федерального закона РФ №166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и согласно ст.7 Федерального закона РФ №5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» и имеет удостоверение «Ветеран труда». Истец полагает, что в соответствии с <адрес> №-ЗТО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» и постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на получение ежемесячных денежных выплат, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение). В несудебном порядке он обратился в ГУ <адрес> «УСЗН <адрес>» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки как ветерану труда, однако получил письменный отказ, с которым не согласен, так как, по его мнению, этот отказ является необоснованным, незаконным и нарушающим его права и законные интересы. В связи с этим истец просит суд признать его право на получение мер социальной поддержки, как ветерану труда и обязать ответчика предоставить ему указанные меры социальной поддержки с момента обращения к ответчику – ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать за ним, право на получение меры социальной поддержки по оплате в размере 50% общей площади жилого помещения, в пределах социальной нормы жилья; признать за ним право на получение меры социальной поддержки по оплате в размере 50% коммунальных услуг, обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» предоставить ему меры социальной поддержки по оплате в размере 50% общей площади за жилое помещение, также предоставить меры социальной поддержки по оплате в размере 50% коммунальных услуг и ежемесячную денежную выплату.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить, дав обоснования заявленных требований, аналогичные указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против заявленных требований истца, просил отказать в их удовлетворении. Обосновывая свои возражения, представитель ответчика пояснил, что предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в виде 50% оплаты расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение, а также 50% оплаты коммунальных услуг, ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 3, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» возможно только по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 60 лет для мужчин, при этом применяется снижение возраста (мужчины – 55 лет) выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Поскольку истец не достиг указанного возраста, то право на данные меры социальной поддержки он не имеет. В связи с этим ФИО1 в настоящее время указанные меры социальной поддержки предоставлены быть не могут.

Суд, выслушав объяснения истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО3, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из искового заявления ФИО1, им заявлены требования о признании за ним права на получение таких мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> №-ЗТО от ДД.ММ.ГГГГ, как льгота по оплате жилья и коммунальных услуг, а также предоставление ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно ст. 10, 13, 22 Федерального закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы закона ДД.ММ.ГГГГ принят <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» №-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Действие <адрес> №-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 3 Закона в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является предоставление льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50% коммунальных услуг.

Из содержания перечисленных норм закона, принятого в <адрес> по вопросу определения мер социальной поддержки ветеранов труда, следует, что законодатель предусмотрел в качестве условия для получения права на данную меру социальной поддержки – достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено судом, ФИО1 является ветераном труда, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно удостоверения серии ГФ № ФИО1. является пенсионером Министерства Обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ, и получает пенсию за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением предоставлении ему мер социальной поддержки как ветерану труда, на что письмом № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано, по тем основаниям, что последний не достиг пенсионного возраста по старости – не достиг 55 лет.

С доводами ответчика суд согласиться не может.

Проверяя обоснованность данного отказа, суд исходит из того, что в настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются по государственному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Статья 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что пенсия за выслугу лет …, назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет, получаемая ФИО1 в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» относится к государственным пенсиям в РФ.

Положения ст. 3 Закона №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения ветераном труда возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет, предусматривая право на получение мер социальной поддержки для ветеранов труда, достигших возраста, дающего право на назначение пенсии и в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Кроме того, как Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», так и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан; возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги.

Назначении пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Поскольку пенсия за выслугу лет, получаемая истцом в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…» относится к государственным пенсиям в РФ, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 имеет право, как ветеран труда, на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также на ежемесячную денежную выплату, предусмотренных законом <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>».

В целях исполнения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО администрацией <адрес> принято Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей <адрес>».

Пунктом 4 вышеуказанного Положения, установлено, что денежная выплата предоставляется государственными учреждениями <адрес>, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения, по месту регистрации граждан.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <адрес> утвержден постановлением <адрес> «О мерах по реализации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>».

Согласно п. 8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из ответа ответчика, что согласно п.1.1 Устава Государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» создано в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в <адрес>», постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории <адрес>.

Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод, что обязанность по выплате денежной компенсации необходимо возложить на Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>».

Правовой анализ ст. 27 п.1 и ст. 4, 2, 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет суду сделать вывод о том, что всем, указанным в ст. 4 категориям пенсионеров (в том числе «военным») с ДД.ММ.ГГГГ пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным Законом.

Следовательно, в настоящее время на ФИО1 распространяются правоотношения действующего Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» согласно которому, право на пенсию имеют сотрудники органов МВД РФ, а назначается она в порядке, предусмотренном Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,…».

Довод ответчика о том, что истец не имеет права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО, ввиду не достижения им возраста 55 лет (с учетом проживания на территории с правом на отселение), дающего право на получение пенсии по старости, поскольку истец получает пенсию за выслугу лет в соответствии с ФЗ «О государственно обеспечении лиц в РФ» и ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…», суд находит не состоятельным, поскольку Законы не содержат каких-либо ограничений в отношении возраста военнослужащего, сотрудника органов внутренних дел при назначении пенсии за выслугу лет.

Учитывая, что ФИО1 достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с ФЗ № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.3, ст.7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>».

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования ФИО1 о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также на получение ежемесячной денежной выплаты подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец подлежит освобождению, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворительной части исковых требований.

Согласно подпункта 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов.

Поскольку ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты-населения <адрес>» является юридическим лицом и выступает в гражданско-правовых отношениях в качестве некоммерческой организации, организационно-правовой формой которой является государственное учреждение, суд считает возможным ответчика от уплаты государственной пошлины освободить.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1, удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, по оплате в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и оплате в размере 50% коммунальных услуг.

Обязать Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» предоставить ФИО1 как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за жилое помещение и на оплату расходов в размере 50% начисленной за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение) начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить ФИО1, как ветерану труда ежемесячную денежную выплату начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Плавский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Сидорин А.Ю.