присвоение звания `Ветеран труда`



№2-932

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2011 года гор. Плавск Тульской области

Плавский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Сидорина А.Ю.,

при секретаре Серегиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Гмыря Ларисы Петровны к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» о признании права на получение звания «Ветеран труда»,

установил:

Гмыря Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» о признании права на получение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Свои исковые требования истица мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она от Центрального союза потребительских обществ РФ награждена знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». В связи с тем, что она имеет ведомственную награду, а также трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, то соответственно считает, что она имеет право на получение согласно ст.7 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», удостоверения «Ветеран труда». Указала на то, что в Тульской области работникам потребительской кооперации, имеющим награды Центросоюза РФ, отказывают в принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда», 02 июня 2009 года Тульский облпотребсоюз обратился в департамент социального развития Тульской области по вопросу отнесения наград Центросоюза РФ к ведомственным наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». На что был получен отрицательный ответ № 31-06-23/3394 от 07.07.2009 г. со ссылкой на Закон Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО «О внесении изменения в статью 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». 09 февраля 2009 г. Тульский облпотребсоюз обращался в Тульскую областную Думу по вопросу толкования Закона Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО «О внесении изменения в статью 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». На что был получен ответ за подписью заместителя председателя областной Думы С.М. Фролова № Д/24-595/1 от 16.03.2009 г. о том, что п. 1 части 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», было определено, что лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в п. 1 статьи 1, представляют в том числе документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде, выданными руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти РФ, либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность (в штате которых состояли и получали заработную плату).

Данные положения не противоречили федеральному законодательству, так как в соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Использовавшаяся в законе фраза «выданными руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти РФ либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность» являлась некорректной, так как преимущественно выражала процедуру вручения ведомственных знаков отличия в труде и не относилась к предмету правового регулирования данного закона.

В связи с этим Законом Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО «О внесении изменения в статью 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» указанная фраза была исключена.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» на основании ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», представив все необходимые документы.

ДД.ММ.ГГГГ ею был получен письменный отказ в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда». Основанием для отказа послужило отсутствие, по мнению ответчика, правовых оснований для отнесения знака «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Наличие у Гмыря Л.П. трудового стажа необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет ответчиком не оспаривалось.

С доводами ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Плавского района» Гмыря Л.П. не согласна, считает отказ в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и противоречащим Конституции РФ.

В судебное заседание истец Гмыря Л.П. не явилась, представив суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района по доверенности Харитонов Ю.А. заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать. В возражениях указал на то, что системный анализ норм Федерального закона «О ветеранах» позволяет сделать вывод о том, что условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены для лиц имеющих необходимый стаж трудовой деятельности, продолжительность которого определяется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и награжденных орденами или медалями, либо почетными званиями СССР или Российской Федерации, либо ведомственными знаками отличия в труде. Указал на отсутствие законодательного определения понятия «ведомство», «ведомственный знак отличия в труде» и реестр ведомственных и иных негосударственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». По мнению ответчика, ведомство это центральный орган государственного управления в виде комитета, комиссии, инспекции, главного управления при правительстве, осуществляющий наряду с министерствами руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий. Согласно установленным требованиям, предъявляемым к наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», данные награды должны быть выданы руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органом государственной власти РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2008 г. № 725 Центральный союз потребительских обществ России в число органов, осуществляющих государственное управление не входит. Пояснил, что знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» выдан негосударственным органом не входящим в структуру федеральных органов исполнительной власти, следовательно, не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Суд, выслушав объяснения ответчика, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Гмыря Л.П. ДД.ММ.ГГГГ от Центрального союза потребительских обществ РФ награждена знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России».

ДД.ММ.ГГГГ Гмыря Л.П. обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Гмыря Л.П. звания «Ветеран труда» ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» послужило то обстоятельство, что, по мнению ответчика, нет правовых оснований для отнесения знака «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «УСЗН Плавского района», является несостоятельной и не основанной на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» является наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в первоначальной редакции) лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда" представляли документы: «подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, выданными руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность (в штате которых состояли и получали заработную плату)».

Таким образом, в первоначальной редакции закона под ведомственными знаками отличия в труде понимались знаки, выданные как органами государственной власти Российской Федерации, так и органами некоммерческих организаций.

Законом Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО в п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» были внесены изменения и данный пункт изложен в следующей редакции: «лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде».

Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

В соответствии Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов, центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления центрального союза потребительских обществ России по вопросам, определенным в уставе данного союза, обязательны как для являющихся его членами потребительских обществ, так и для соответствующих районных, областных, краевых и республиканских союзов потребительских обществ;

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ.

Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство).

При разрешении возникших правоотношений суд принимает во внимание и то обстоятельство, что до июня 2008 года Министерством труда РФ знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», что нашло свое подтверждение в письмах Минтруда РФ от 12.02.1996 г. № 258-вл и от 07.10.1998 г. № 5635-кс. Несмотря на то, что данные письма не были зарегистрированы в органе юстиции, в результате их применения гражданам, награжденным знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» присваивалось звание «Ветеран труда».

Произошедшее после июня 2008 года изменение практики применения п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в смысле его ограничительного толкования ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение, по сравнению с гражданами, которые обращаются для присвоения звания

«Ветеран труда» в настоящее время.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых норм материального права, что привело к неоправданному ограничению права истца на присвоение звания «Ветеран труда».

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст.19,55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства права будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции РФ.

Гмыря Л.П. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается ее трудовой книжкой.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что Гмыря Л.П. на момент обращения в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» об отказе в присвоении Гмыря Л.П. звания «Ветеран труда» является незаконным.

Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение №1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» присвоить Гмыря Л.П. звание «Ветеран труда» и выдать ей удостоверение «Ветеран труда».

Однако, поскольку обращение истицы не было разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Гмыря Л.П. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения Гмыря Л.П. приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец подлежит освобождению, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворительной части исковых требований.

Поскольку ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты-населения Плавского района» является юридическим лицом и выступает в гражданско-правовых отношениях в качестве некоммерческой организации, организационно-правовой формой которой является государственное учреждение, суд считает возможным ответчика от уплаты государственной пошлины освободить.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Гмыря Ларисы Петровны, удовлетворить.

Признать за Гмыря Ларисой Петровной право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» присвоить Гмыря Ларисе Петровне звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Плавский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Сидорин А.Ю.

Решение вступило в законную силу 16 декабря 2011 года