РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор.Плавск Тульской области 15 февраля 2012 года Плавский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Корнеевой Л.А., при секретаре Солдатовой Т.Н., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Плавского района по доверенности Харитонова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Маркевича Андрея Павловича к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» о признании права на получение звания «Ветеран труда», у с т а н о в и л: Маркевич А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» о признании права на получение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда». Свои исковые требования Маркевич А.П. мотивировал тем, что он имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». В связи с тем, что он имеет правительственные награды, а также необходимый трудовой стаж для назначения пенсии за выслугу лет, то соответственно он имеет право на получение согласно ст.7 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», удостоверения «Ветеран труда». 23 января 2012 года он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» на основании ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», представив все необходимые документы. 16 января 2012 года им был получен письменный отказ в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда». Основанием для отказа послужило отсутствие трудового стажа в размере 25 календарных лет в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. С доводами ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Плавского района» он не согласен. В судебное заседание истец Маркевич А.П. не явился, но представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района»по доверенности Харитонов Ю.А. заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать. В письменных возражениях, представленных суду, указал на то, что системный анализ норм Федерального закона «О ветеранах» позволяет сделать вывод о том, что условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены для лиц имеющих необходимый стаж трудовой деятельности, продолжительность которого определяется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Для присвоения истцу звания «Ветеран труда» необходимого стажа в размере 25 лет и более, как следует из его трудовой книжки, нет. Поскольку у истца отсутствует необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и необходимый стаж трудовой деятельности в целях присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда» не имеется. Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему. Как установлено в судебном заседании, Маркевич А.П. имеет трудовой стаж,необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается справкой №/№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ ИК-4 УФСИН по Тульской области в соответствии с которой на 23 января 2012 года его выслуга составляет 23 лет 10 месяцев 19 дней в календарном исчислении, из них 14 лет 04 месяца 03 дня-служба в системе УИС, которая составляет 20 лет 00 месяцев 00 дней и он имеет право на пенсию по выслуге лет по линии УФСИН. Кроме того, Маркевич А.П. награжден медалью «За отличие в службе» 3-1 степени (приказ Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ №-лс). Таким образом, Маркевич А.П. награжден медалью, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривается. 23 января 2012 года Маркевич А.П. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Маркевичу А.П. звания «Ветеран труда» ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» послужило то обстоятельство, что Маркевич А.П. не выработал трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии (25 лет для мужчин) и необходимый для назначения звания «Ветеран труда». Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района», является несостоятельной и не основанной на нормах действующего законодательства по следующим основаниям. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. 22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присовения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п.4 ст.7 Закона). В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присовения звания «Ветеран труда». В соответствии с п.1 ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присовения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО) условиями присовения звания «Ветеран труда»: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной фойны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присовения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах». Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. Право на пенсию в соответствии со ст.3 Федерального Закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Статьей 4 Федерального Закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие. В соответствии со статьей 5 выше указанного Федерального закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия. Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Как указано в ст.13 выше указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более; б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Как установлено в судебном заседании, Маркевич А.П. является действующим работником уголовно-исполнительной системы и имеет право на пенсию по выслуге лет. Выслуга лет Маркевича А.П. на 23 января 2012 года составила 14 лет 04 месяца 03 дня в календарном исчислении и 20 лет 00 месяцев 00 дней в льготном исчислении. Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение. Само по себе право на пенсию по выслуге лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ. При таких данных суд не может рассматривать указанный факт, как обстоятельство, исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда». Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых норм материального права, что привело к неоправданному ограничению права истца на присвоение звания «Ветеран труда». Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение. Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства права будет уважаться властями и будет реализовано. С учетом изложенного, суд считает установленным, что Маркевич А.П. на момент обращения в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственными наградами, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» об отказе в присвоении Маркевичу А.П. звания «Ветеран труда» является незаконным. Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги. В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда». Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение №1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда». В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» присвоить Маркевичу А.П. звание «Ветеран труда» и выдать ему удостоверение «Ветеран труда». Однако, поскольку обращение истца было разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Маркевича А.П. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на получение удостоверения Маркевич А.П. приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец подлежит освобождению, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворительной части исковых требований. Поскольку ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты-населения Плавского района» является юридическим лицом и выступает в гражданско-правовых отношениях в качестве некоммерческой организации, организационно-правовой формой которой является государственное учреждение, суд считает возможным ответчика от уплаты государственной пошлины освободить. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковые требования Маркевича Андрея Павловича удовлетворить. Признать за Маркевичем Андреем Павловичем право на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Плавского района» присвоить Маркевичу Андрею Павловичу звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Плавский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Л.А.Корнеева